Памятник князю Владимиру в Москве
Москва, как и другие крупные города России, богата не только своей историей, но и историко-культурными объектами, напоминающими о событиях этой истории. Время от времени коллекция памятников персонажам российской государственности пополняется новыми экспонатами. Одним из таких монументов стал памятник киевскому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
Выбор места под памятник князю Владимиру на Боровицкой площади
Это один из самых молодых московских памятников на историческую тематику. Он был открыт 4 ноября прошлого года неподалеку от сердца столицы – Кремля, возле исторического здания Манежа – на Боровицкой площади. Место под монумент было определено не сразу: огромные размеры скульптуры – 24 метра – предполагали территорию значительную, с размахом, да так, чтобы издалека видна была. Именно с выбора места и началась история памятника Владимиру Великому. Первоначально под него планировалась смотровая площадка на Воробьевых горах, однако этому воспротивилась общественность: от университета видна будет только спина князя киевского. Чтобы обозреть весь монумент, необходимо было встать на противоположном берегу Москвы-реки, к коей он был повернут лицом. Та ли или иная была причина, но и эксперты не согласились с первоначальным замыслом. Долгие споры и обсуждения закончились единогласным решением – установить фигуру Владимира, князя киевского, уменьшив его размерами до 18 метров, в самом центре Москвы, как раз в изначальном ее месте – неподалеку от Боровицкого холма. Да и видно там скульптуру будет со всех сторон.
Перед открытием памятника
Автором памятника князю Владимиру Великому семнадцатиметровой высоты был Салават Щербаков. А идея была высказана еще в 2014 году Военно-историческим обществом России.
Времени на создание памятника было затрачено немало, и бронзы использовано тоже немало – целых 25 тонн. Сам автор на открытии скульптуры говорил о том, что в основу работы над образом легли шедевры знаменитого русского художника Виктора Васнецова – росписи Владимирского собора в Киеве, скульптуры XIX века, а также лики Владимира Святого, воплощенные в культовых произведениях отечественными иконописцами. История памятника князю Владимиру на Боровицкой площади связана с интересными фактами. Почти месяц был затрачен на доставку монумента к месту установки, а церемония открытия приурочена к важному государственному празднику – Дню народного единства. Сварка и установка скульптуры продлились несколько дней. В процессе установки использовали 500-тонный по грузоподъемности подъемный кран и огромную сварную металлическую конструкцию-контейнер, в которой к Боровицкому холму транспортировали бронзовую скульптуру.
Памятник Владимиру Великому в Москве
Монумент достаточно тяжел: его вес – около 40 тонн. Гранитный постамент памятника имеет почти трехметровую высоту, а рост самого бронзового Владимира – около 12 метров, фигуру венчает поднятый над головой князя крест высотой в 3 метра. К работе над памятником князю Владимиру на Боровицкой площади скульптор привлек десять натурщиков, с которых писал ракурсы разных частей фигуры и позу князя. Фоном для монумента служат три тематических барельефа за спиной княжеской фигуры: крещение самого князя Владимира, крещение им Руси и объединение русских людей. И это не случайно, как не случайна и идея увековечения этого исторического персонажа. Ведь именно благодаря князю Владимиру Святославичу удалось подчинить многие самовластные и вольнодумные племена и объединить земли вокруг столичного города Киева. Именно православие, выбранное князем Владимиром в качестве объединяющей религии, смогло стать тем инструментом, при помощи которого удалось завершить начатое. Ведь идея объединить русичей верой в нового идола, им созданного, с серебряной головой, потерпела крах. А без объединения народа государство не стало бы сильным, не смогло бы противостоять внешним своим врагам.
Отрицательный персонаж
Князь Владимир Красно Солнышко – сын киевского князя Святослава Игоревича из рода Рюриковичей и дочери князя древлянского Малуши. Родился он далеко от стольного града, но вскоре был истребован княгинею Ольгой и возвращен на родину отца. Он был наследником Новгорода, который отписал ему во владение перед гибельным своим походом Святослав. Первый период взросления в княжении Владимира был варварским и кровавым: коварное и кровавое убийство брата Ярополка и отца и братьев его жены Рогнеды, совершенное насилие над Рогнедой ради насильной женитьбы, насильственное взятие в наложницы беременной супруги убиенного Ярополка – бывшей монахини-гречанки – и прочие бесчинства.
И в религии Владимир первоначально был не только ярым язычником. Предполагается, что он активно использовал кровавые человеческие жертвоприношения идолам и богам.
На пути к исправлению
Чувство вины за убийство брата и судьбу почти обезумевшей от горя Рогнеды, прозванной Гориславою, со временем все более стали терзать Вадимира Святославича. Молитвы и жертвоприношения языческим богам и идолам не облегчали переживаний. Постепенно князь стал понимать, что они бессильны облегчить его нравственные страдания. Владимир пришел к мысли, что необходимо отыскать правильную веру. Тому способствовали и сложности в объединении племен Древней Руси в единое государство на основе веры прежней, так как для каждого племени своя вера, свои боги были единственно истинными. Владимиром были посланы в разные страны послы для знакомства с иными религиями. Вера, избранная на совете, была греческой – православной. Однако для ее принятия и наследования было необходимо примирение с давним врагом Руси – Византией. Владимир испрашивал у правителей Константинополя Константина и Василия не только крещения, но и руки их сестры Анны. Чтобы не последовало отказа, Владимир Святославич захватил греческий город Херсонес и в случае отказа угрожал захватом Константинополя. Константин и Василий подчинились и уговорили покорную Анну выйти замуж за русского князя. Встреча Анны с Владимиром состоялась в Херсонесе.
Владимир и крещение Руси
В то время киевский князь был болен странной болезнью глаз, от которой его не могли избавить лекари. Анна настояла на срочном крещении. Во время обряда болезнь Владимира чудесным образом исцелилась. С этого момента в новую веру начали креститься и другие русичи. А по прибытии новобрачных в Киев по указу князя Владимира в Днепр были сброшены все идолы, а в водах реки крещено большинство населения города. Сам же князь отказался от многоженства, оставив возле себя единственную жену – Анну.
Положительный персонаж
После крещения Владимир Святославич стал вести добродетельный образ жизни. Прекратились захватнические походы русского войска на соседние племена и государства. Князь киевский стал заботиться прежде всего о просвещении народа. Им были открыты училища и школы, построены церкви, развивалась благотворительность: бедняки могли найти на княжеском дворе кров, пищу и денежную поддержку, а тем, кто не мог выходить из дома, по указу князя доставляли съестные припасы. В своем милосердии князь Владимир порою даже перегибал палку. Например, смертную казнь преступников заменил на денежный выкуп. Слишком мягкое отношение к Новгороду привело к тому, что новгородцы вышли из повиновения, отказались платить дань Киеву и потребовали вольности. Незадолго до своей смерти Владимир Святой совершил и еще одну большую политическую ошибку – разделил земли в наследование между сыновьями, обрекая тем самым Отечество на время междоусобных войн.
Персонаж скульптурный
Владимир представлен в монументе Щербакова как святой равноапостольный князь и как креститель Руси в православную веру. Именно поэтому он облачен в длинное одеяние жителя Древней Руси, которое развевается на ветру. Одежды подпоясаны широким поясом, к которым прицеплен меч, спрятанный в ножны, как символ мира. В руке – поднятый в небо как духовный ориентир крест. Он указывает путь к истинной вере.
Голову князя Владимира венчает княжеская шапка, отороченная мехом и украшенная драгоценными камнями как символ власти и богатства. Разумеется, и мех, и драгоценные камни выполнены также из бронзы.
Территория вокруг монумента
С установкой памятника Владимиру Боровицкая площадь изменила свои облик.
Скульптура установлена в центре исторического холма и отгорожена деревьями от жилых строений. Со стороны Александровского сада к ней ведут пологие ступени, которые расходятся ниже веером, напоминая волны от вошедшего в воду человека. Это аллегория крещения русских людей в днепровской воде. А возле Александровского сада ступени напоминают заостренное крыло как ангельский символ небесной благодати и сил небесных. Возле монумента включена электрическая художественная подсветка, акцентирующая внимание на его фигуре даже в темное время суток.
Место монумента в духовной жизни России и Москвы
Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве быстро занял место среди символов российской столицы. Установка памятника была согласована с ЮНЕСКО и поддержана большинством жителей города.
По мнению В. В. Путина, это дань уважения человеку и государственному деятелю, который смог объединить воедино разнокультурные и разноязычные народы и начать процесс просвещения всех жителей русских земель. Он являлся и является одним из ярчайших примеров патриотического и мудрого управителя, духовно-нравственной опоры своего народа. Благодаря деяниям Владимира Святославича Русь стала более сильной и сплоченной, могла дать отпор многочисленным внешним врагам и решить свои внутренние проблемы, не потеряв своего лица. И сейчас его образ сохраняет в россиянах веру в добро и справедливость, в единство и силу российского государства. По мнению профессионалов, памятник князю Владимиру был совершенно необходим с идеологической точки зрения, но его высоту стоило бы сделать меньше, чтобы он не перекрывал вид на стены Кремля.