Праздник Сабантуй

Праздник Сабантуй

Сабантуй – это традиционный народный праздник, знаменующий торжества, посвященные весенне-полевым работам. Татарский праздник является результатом синтеза между кочевой и оседлой культурами, который прошел сложный путь развития. Традиция генетически связана с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов.

Название праздника связано с атрибутами весеннего земледельческого праздника, в котором «сабан» является символом «весны», пробуждения природы», «пашни», «плуга», «первой борозды», «сева яровых культур», а «туй» – связан с «празднованием», «торжеством».

Празднование Сабантуя не имеет точной календарной даты. Традиционно празднование разделяется на три части: подготовительную часть с проведением обрядов, основную часть с днем состязаний на майдане и заключительную часть, в которой молодежь участвует в играх и забавах.

В наше время Сабантуй является общенациональным праздником татар. Он объединяет людей и приобщает к культурным традициям народа. Каждый год тысячи людей собираются со всей России, а также зарубежных стран, чтобы отметить этот яркий праздник, который объединяет прошлое и настоящее татарского народа.

История возникновения праздника Сабантуй

Сабантуй

Изначально происхождение календарного праздника Сабантуй было связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгри, а также духов предков, проводимых туранскими народами. Традиционный праздник был посвящён весенним работам и пробуждению природы, поэтому его называли “сабан” – “весна”. В прошлом Сабантуй был связан с ритуалами вступления в брак с природой и занимал заметное место в жизни народа.

Читайте также:  Пасха

Состязания, проводимые на Сабантуе, также основаны на древних общественных обрядах. Изначально они имели священный характер, но со временем постепенно превратились в национальные спортивные состязания, которые сегодня стали уже традиционными. Среди них можно выделить бег, национальную борьбу курэш, конные скачки и прыжки. Схожесть идеологии праздников, связанных с началом весенне-летнего цикла сельскохозяйственных работ, можно заметить у разных народностей, таких как татары, башкиры, чувашы, марийцы, удмурты, мордва и русские.

Также следует отметить, что Сабантуй был сильно подвержен культурными традициями других народов, проживающих в тех же краях. Взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья усилило связь между этносами и помогло объединить людей на основе общих традиций и обрядов.

Сабантуйный обряд дарений имеет корни в языческих жертвоприношениях богу Солнца и неба Тенгре, но в настоящее время связан с желанием продолжения рода, обеспечения плодородия земли и скота. Одаривание стало заменой жертвоприношениям и стало основой для сбора подарков на Сабантуе. Сам процесс сбора подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией к празднику.

Сабантуйные дары включали вышитые белые полотенца, платки, яйца и баран, предназначенный для батыра Сабантуя. Важным аспектом была награда для повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шея такого скакуна была украшена вышитыми полотенцами и платками.

Не смотря на попытки влиять на праздник Сабантуй в разные эпохи вводя элементы различных религий и культур, передача традиции обрядов, игр и состязаний на Сабантуе оставалась неизменной. Это подтверждают различные исторические источники, включая письменные, археологические и этнографические. В период Казанского ханства Сабантуй приобрел статус самого массового национального праздника.

С течением времени, праздник Сабантуй претерпел изменения и превратился в настоящий интернациональный творческий, спортивно-игровой и гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, древние обычаи не противоречащие шариату, не были запрещены, поэтому правящая элита стала относиться к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, по другому. Это повлияло на ритуальную, основную часть календарных праздников. Вместе с этим, календарь народа тоже изменился, Новый год стал отмечаться как праздник Науруз или Хамаль. Сабантуй был перемещен к началу мая и стал праздником, посвященным началу весны и севу. После введения в Советской России григорианского календаря с 14 февраля 1918 года, Науруз стал проводиться как праздник встречи весны у татар.

Начиная с 1920-х годов, праздник Сабантуй стал проводиться ближе к дню летнего солнцестояния и включил в себя лучшие элементы Джиены, второго татарского народного праздника с древними тюркскими корнями. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа, такие как песни, пляски, игры, состязания и уникальные физические упражнения. С 1990 года, Сабантуй был включен в список официальных республиканских праздников, что позволило рассматривать его как важную историческую часть народных календарных обычаев и обрядов. Большую роль в повышении интереса к Сабантую сыграли посещения Татарстана и участие в празднике президентами Российской Федерации – Б. Н. Ельциным в 1995 году и В. В. Путиным в 2001 году.

Хотя Сабантуй является исконным татарским национальным праздником, участие в нем приветствуется и открыто для представителей других национальностей. Праздник проводится в городах и селах Республики Татарстан, а также за ее пределами там, где проживает татарское население, например, в регионах России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Германии и США. Сабантуй выражает сердце традиционной культуры татарского народа, его этику и ценности. В то же время, на протяжении всей истории, праздник впитывал в себя элементы других этнокультур.

Модель Сабантуя, как форма технологии культурного общения, может послужить основой для создания новых международных праздников, подобных ежегодному карнавалу в Рио-де-Жанейро или Дню славянской письменности и культуры в Болгарии.

Сабантуй как государственный праздник

Первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев на Сабантуе

В 1991 году Минтимер Шаймиев, первый президент Республики Татарстан, предложил внести идею о присвоении Сабантую статуса государственного праздника, которое было принято Государственным советом (Парламентом). Каждый год точная дата празднования устанавливается указом президента Республики Татарстан. Затем издается набор указов и постановлений о подготовке, сроках и местах проведения праздника, назначаются организационные комитеты, включающие руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), а также определяются источники финансирования. Современные традиции дополняют старинный праздник, но его основные черты сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Современный Сабантуй в Татарстане и за его пределами проходит практически по одинаковой схеме. В городах это обычно однодневный праздник, который центрируется на майдане, а в сельской местности проходит двухэтапно – сбор подарков и майдан.

Каждый год в преддверии празднования “Сабантуя” в каждом селе или районном центре формируется комиссия, которая разрабатывает программу праздника, определяет ответственных лиц за проведение тех или иных мероприятий. Хотя формат проведения праздника по сути одинаков для всех населенных пунктов, но есть некоторые отличия. Одно из таких отличий – это количество участников праздника, от которого зависят размер призов и продолжительность состязаний. Некоторые различия наблюдаются также в организации сбора подарков для сабантуя, который проводится обычно в субботу перед праздником, хотя в некоторых больших селах на сбор подарков выделяют два дня.

Место проведения Cабантуя определяется заранее и оборудуется соответствующим образом. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для праздника место, иногда сооружается трибуна. В день праздника на майдане устанавливается стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки и буфеты. Открытие Cабантуя производится одним из руководителей района, который поздравляет всех с национальным праздником. После торжественной части праздника следует культурно-развлекательная программа – выступления певцов, танцоров и других участников художественной самодеятельности или профессиональных деятелей искусства. Время и место проведения отдельных состязаний объявляются после концерта, так как из-за большого числа желающих принять участие, провести все состязания на майдане невозможно. Однако победителям вручаются призы только на центральной площади.

В наше время сабантуй, народный праздник весны и труда, не только обладает развлекательным содержанием, но и несет в себе значительный духовный и этический заряд. Это празднование, которое сегодня объединяет всех жителей республики и становится ярким проявлением национальных традиций и уважительного отношения к культуре соседних народов. С каждым годом, праздник труда и дружбы народов обогащается новыми формами и содержанием, сохраняя в главном свою неизменность. Сегодня, Cабантуй широко празднуется в России и зарубежье, где есть татарская диаспора. Национальная самобытность, традиционное гостеприимство, добрый дух этого праздника привлекают к нему людей разных национальностей и вероисповеданий, объединяя и сближая их.

Сабантуй: предпраздничные обряды

Церемония сбора подарков к Собантую

На конечную дату проведения Сабантуя влияли погодные условия, таяние снега и готовность почвы к посеву. Как правило, праздник приходился на конец апреля. Предшествующее Сабантую время отмечалось особым ритуалом под названием «Карга боткасы», который считался началом торжества.

Сам праздник можно разделить на две части. Сначала проводились магические церемонии, а затем начинались состязания, игры и увеселительные мероприятия. Подготовка к Сабантую начиналась заранее, за несколько недель до праздника. В обычае было, что старейшины деревень и аксакалы договаривались между собой о дате и месте проведения праздника. Чаще всего местом проведения выбирали красивые луга в окрестностях рек, озер и лесов.

В преддверии Сабантуя, главным среди множества других и подготовительных обрядов был обряд “серэн салу” или “серэн”. Его также называют “селге жыю”, что означает “сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр”. Обычно юноши ездили по деревне на украшенных конях и кричали “Арапэ! Арапэ! Арапэ!”, собирая подарки. Иногда также пожилые мужчины занимались этой задачей, ходя по улицам с деревянным шестом и собирая вышитые платки, полотенца, отрезы материи и яйца для Сабантуя.

Традиционно, перед самым праздником проводился обряд жертвоприношения, при котором в жертву приносили белых коней, белых уток или гусей.

Кроме этого, выбиралось особое поле, на котором проводилась ритуальная запашка. В борозды кладутся яйца, которые дети затем собирают вместе с пожеланиями обильного урожая. Это мог быть обряд культового кормления земных духов, вероятно для того, чтобы зерно было таким крупным, как яйца. Именно эта часть Сабантуя была раньше наиболее важной, в то время как состязания и игры были способом украсить и подчеркнуть значение праздника. Однако, со временем, языческие обряды и жертвоприношения ушли в прошлое и остались только народные игры, состязания и увеселения.

Угощения на Сабантуе

Угощения на Сабантуе

Веселый народный праздник Сабантуй, описание которого не может быть полным без обзора традиционных татарских яств, еще и очень гостеприимный. Здесь принято угощать мясной и сладкой едой.

На Сабантуе обычно готовят следующие блюда:

  • Татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей;
  • Перемяч – нежнейшие пирожки с мясом, особенностью которых является наличие отверстия сверху булочки;
  • Эчпочмак – треугольные пирожки, которые готовят из дрожжевого или пресного теста, а в начинку кладут мясо, лук и картофель. Традиционной начинкой является баранина, которая кладется в пирожок в сыром виде.
  • Баранина, фаршированная яйцами, сливочным маслом и специями;
  • Бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне;
  • Чак-чак – традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом.

Состязания на Сабантуе

Участие представителей других народов в Сабантуе значительно обогатил игровой репертуар праздника. Особое значение имеют спортивные игры, которые в течение многих веков использовались как воспитательное средство для подрастающего поколения. Характерной особенностью этих игр является заранее заданная структура (пролог – игра – эпилог) и строгий контроль, направленный на достижение победы в состязательной форме.

Также необходимо отметить наличие устных народных правил для всех игр на майдане, которые передаются из поколения в поколение. Уже в средние века были установлены письменные правила и методические пособия, регламентирующие развитие традиционных игр. Большинство игр, проводимых на майдане и имеющих многовековую историю, были общетюркского происхождения и сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Уже в X-XI веках были сформированы основные игровые компоненты, которые используются в современном Сабантуе.

Конные скачки «Ат чабышы»

Конные скачки «Ат чабышы» на Сабантуе

В Сабантуе традиционные состязания проводятся в строгой последовательности, начиная с скачек. Лошадей отправляют на старт, который находится на расстоянии 5-10 км от деревни, а финиш находится близко к майдану. Для участия в «ат чабышы» лошадей готовят за месяц до праздника. Юноши тренируют своих коней на соревнованиях под названием “ат тоягы кыздыру”.

На финише “ат чабышы” награждают не только победителя, но и ездока, который пришел последним.

Бега «Йогеру»

Бега «Йогеру» на Сабантуе

В период подготовки скакунов к конным скачкам в Сабантуе проводятся различные состязания, включая беговые. Беги проводятся среди разных возрастных групп, начиная с мальчиков и стариков, затем участие принимают юноши и взрослые. Каждая группа состоит из примерно 40 участников, а дистанция обычно составляет от 1 до 3 километров.

При проведении бегов на переднем плане находятся мотоциклисты или всадники, которые выполняют роль судей и оказывают первую медицинскую помощь при необходимости. Принцип соревнования напоминает конные скачки – старт находится на значительном расстоянии от места финиша, который находится неподалеку от майдана. Ценные призы и почетный круг предоставляются первым трем финалистам в каждой возрастной категории.

Национальная борьба «Көрәш»

Национальная борьба «Көрәш» на Сабантуе

Одно из наиболее популярных событий на каждом Сабантуе – национальная борьба на поясах под названием «Көрәш». Участники этой борьбы используют специальные матерчатые пояса, которые перемещают через спину противника на уровне талии. Концы пояса остаются в руках, и цель состязания заключается в том, чтобы опрокинуть соперника на спину. В этих состязаниях практически разрешены все действия, которые могут помочь одержать победу, за исключением отпускания концов пояса.

Для участия в основных поединках батыры выбираются из лучших участников местных состязаний и разбиваются на группы согласно возрасту и весу. Бои начинаются с мальчиков или стариков и называются зачином. Затем на арену выходят юноши и мужчины, и борьба продолжается до тех пор, пока один из участников не будет повержен. Победитель нескольких схваток может быть приглашен на основные поединки.

Несколько претендентов на звание «батыра сабантуя» остаются ближе к концу, и финальное состязание между двумя последними участниками становится главным событием вечера. Кульминационный момент Сабантуя – это именно этот поединок за звание “батыра сабантуя”.

Перетягивание каната «Аркан тартыш»

Перетягивание каната «Аркан тартыш» на Сабантуе

Спортивная дисциплина “Тартыш” или перетягивание каната – это игра, где участники разделяются на две команды и перетягивают канат или толстую веревку с цветной отметкой по центру. Канат кладется в центр игровой площадки, и после сигнала команды начинают тянуть канат на свою сторону. Цель состязания заключается в том, чтобы перетянуть канат так, чтобы цветная отметка перешла через контрольную линию и находилась на стороне победившей команды.

Этот спортивный поединок, также известный как “Аркан” (канат или бау) тартыш, является популярным видом спорта во многих странах. Он помогает участникам развить физическую форму, координацию движений и улучшить свои спортивные навыки. Победа в таком состязании зависит от силы и слаженности команды, а также от умения распределять силу и техники перетягивания каната.

Бег с коромыслом «Көянтә йөгереш»

Бег с коромыслом «Көянтә йөгереш» на Сабантуе

Спортивное соревнование “Бег с коромыслом” – это забег со ведрами, наполненными водой, которое проводится среди участников разных возрастов и полов. Цель состязания состоит в том, чтобы пройти всю дистанцию, не пролив ни капли воды с содержимого ведра. Вследствие того, что оцениваются не только скорость и ловкость, но и аккуратность участников, в основном, в этом виде спорта участвуют молодые девушки.

Эта забавная и незатейливая игра пользуется популярностью в многих странах, так как помогает развивать координацию и сноровку участников, а также наполняет атмосферу весельем и радостью. Участники должны добежать до финиша с сохранением содержимого своих ведер, что заставляет их быть внимательными и аккуратными. По этой причине, независимо от исхода соревнования, каждый участник по достоинству оценивает свои способности и получает массу положительных эмоций.

Подъем на столб «Багана»

Подъем на столб «Багана»

Среди экстремалов и любителей спортивных испытаний популярен подъем на гладкий столб, что является настоящим испытанием на ловкость и акробатические способности. Суть этой игры заключается в подъеме на высокий столб с целью забраться на его вершину, где прикреплен флажок или ценный подарок. Высота столба может достигать 15-20 метров, что делает соревнование еще более захватывающим и требовательным к участникам.

Участие в таком состязании является настоящим вызовом для тех, кто ищет новые ощущения и приключения. Для победы в этой конкуренции необходимы выносливость, гибкость, ловкость и находчивость. Участники должны доползти до вершины столба и схватить флажок, несмотря на сложности и опасности, которые сопутствуют данным соревнованиям. Те, кто принимают участие в таком соревновании, получают массу эмоций и ощущений, которые помогают им преодолеть свои страхи и расширить границы своих возможностей.

Поиск монеты в катыке

Поиск монеты в катыке на Сабантуе

Среди развлечений на праздниках популярна игра “Поиск монеты в катыке”, которая является веселым состязанием на ловкость и быстроту реакции. Суть соревнования заключается в том, что участникам завязывают глаза плотной тканью, после чего они должны опустить свое лицо в глубокую тарелку или миску с катыком и найти там монету. Задача игроков – найти и удержать монету языком или губами, при этом нужно успеть сделать это быстрее соперника.

Участие в этой игре приносит массу веселья и радости, а также позволяет разнообразить время в компании друзей. Эта игра требует от участников хорошей координации и точности движений, а также способствует развитию таких навыков, как концентрированность и быстрота реакции. Независимо от результата, каждый участник игры получает море положительных эмоций и впечатлений.

Бой мешками «Әтәчләр талашуы»

Бой мешками «Әтәчләр талашуы» на Сабантуе

Среди развлечений на праздниках популярно состязание “Бой мешками на бревне”, которое является увлекательной игрой на ловкость и силу. Суть игры заключается в том, что на высоте 1-1,2 метра устанавливается бревно, на котором два участника садятся верхом друг против друга или встают друг перед другом. Игрокам дают мешки, наполненные тряпками или соломой, после чего по сигналу они начинают бить друг друга мешками. Цель игры – сбить соперника с бревна, при этом удерживаясь на нем самому.

Участие в данном состязании позволяет участникам проявить свои навыки балансирования и силы, а также получить массу положительных эмоций и впечатлений. Эта игра способствует развитию координации движений, телесной подготовки и быстроты реакции. Независимо от того, кто победит в бою мешками на бревне, каждый участник получит массу веселья и положительных эмоций от участия в этой увлекательной игре.

Битье горшков

Битье горшков на Сабантуе

Среди игр, популярных на праздниках, особое место занимает состязание “Разбей горшок”, которое является увлекательным испытанием на точность и меткость. Суть игры заключается в том, что участнику, у которого завязаны глаза, отводят от горшка на расстояние 10-12 шагов и поворачивают на 180 градусов. Затем, при помощи палки, который он своей меткостью должен разбить. В случае успеха, участник получает подарок.

Также существует второй вариант игры. Участника с завязанными глазами на некотором расстоянии от горшка вращают вокруг своей оси три раза. После этого, при помощи палки, участник должен найти и разбить горшок. Если участнику удается выполнить задание, он становится победителем.

Участие в данной игре предоставляет возможность проявить свои навыки в метании и точности, а также получить массу положительных эмоций и впечатлений. Игра способствует развитию координации движений, остроты зрения и быстроты реакции. Непроходимых задач в игре нет, и каждый участник может победить, показав свою меткость и умение разбить горшок.

Окончание Сабантуя

Сабантуй

Важной составляющей традиционного татарского праздника являются молодежные игры, которые проводятся вечером в течение нескольких дней подряд начиная с сбора яиц. Такие игры, называемые «Кичке уен», проходят на майдане и сопровождаются громкой музыкой до глубокой ночи. Молодые люди поют песни, танцуют и водят хороводы, создавая неповторимую атмосферу веселья и праздника.

Сабантуй, веселый и мудрый татарский праздник, существовал уже несколько веков назад и до сих пор продолжает собирать народ вместе, сохраняя национальные ценности, культуру и традиции. Это время радости и развлечений для всех, независимо от возраста, национальности и вероисповедания. В традиционных состязаниях каждый может поучаствовать и насладиться духом народа. Сабантуй является своего рода символом единства и сплоченности народа, который укрепляет национальные устои и традиции, сохраняя вековечную мудрость народа.