Петр Баранников: “Уважение и границы: разговор о школе, которую мы потеряли и которую хотим вернуть”

Саратовский общественник Петр Баранников поднял важную тему о взаимодействии учителей с родителями и учениками.
В Саратовской области участились конфликты между учителями и учениками. Новости пестрят громкими заголовками, но за ними — сложная реальность, в которой нет однозначных виноватых. Да, насилие и угрозы в стенах школы недопустимы и не могут быть оправданы. Но есть и другая сторона: учителя, годами терпящие хамство, провокации и давление со стороны детей и родителей.
Почему учителя срываются?
Представьте: педагог с 40-летним стажем, воспитавший поколения учеников, получает в ответ матерную тираду от подростка на глазах у всего класса. Родители приходят с претензиями: «Почему двойки? Почему красные пометки?», но не спрашивают: «А что мой ребёнок сделал, чтобы их не получить?». Учитель превратился в крайнего, который обязан терпеть всё: от оскорблений до угроз, потому что «дети всегда правы», а родители готовы защищать их любой ценой.
Школа прошлого: дисциплина или страх?
Раньше учитель с указкой вызывал трепет. Да, методы были жёстче: подзатыльники, выговоры, вызов родителей. Но это создавало границы. Сегодня страх исчез, а уважение не пришло ему на смену. Ученики и родители забыли: школа — не сервис, а учитель — не обслуживающий персонал. Фраза «Я же мать» звучит громче, чем «Я же учитель», но диалог не строится на противопоставлении.
Кто должен научить уважению?
Дети не рождаются с пониманием границ. Их учат — дома. Если родитель оправдывает грубость ребёнка, игнорирует жалобы педагогов, он растит человека, который не умеет жить в обществе. Учитель может требовать тишины, но не может заменить семью. И да, педагог тоже должен оставаться в рамках: крик или унижение — не метод. Но как сохранить достоинство, когда система часто оставляет его один на один с хаосом?
Выход есть?
- Диалог вместо войны. Родителям — перестать видеть в учителях врагов. Учителям — не бояться открыто говорить о проблемах, не копить годами.
- Поддержка системы. Школам нужны психологи, медиаторы, курсы по конфликтологии — для всех: педагогов, детей, родителей.
- Общие правила. Чёткий кодекс поведения, где прописаны последствия для тех, кто эти правила нарушает — будь то ученик, родитель или учитель.
Школа — не поле боя, а место, где учатся жизни. И если мы хотим, чтобы дети выросли ответственными, нам самим придётся вспомнить, что уважение начинается не со страха, а с примера” – отметил член регионального штаба Народного фронта Петр Баранников.
“А как вы думаете, что вернёт школе статус пространства для знаний, а не для конфликтов?” – задался вопросом общественный деятель.