Католические храмы России
Высокие окна и живописные витражи, стройные копьевидные башни и остроконечные шпили – все это характерные черты католических храмов, построенных в России на границе XIX-XX веков в неоготическом стиле. Эти величественные здания до сих пор поражают своей красотой и величием.
Храмы оформлены парадными окнами, которые позволяют проникать внутрь здания достаточное количество света, а живописные витражи создают неповторимую атмосферу и заполняют помещение яркими красками. Они изображают библейские сцены и священные символы, олицетворяя веру и духовность.
Особую привлекательность этих храмов придают стройные копьевидные башни и остроконечные шпили. Они подчеркивают элегантность и изящество зданий, придают им неповторимый силуэт и делают их узнаваемыми в городской панораме.
В нашей подборке мы расскажем вам об истории и красоте нескольких католических храмов, построенных в России, которые продолжают восхищать и вдохновлять людей по сей день, являясь важной частью культурного наследия страны.
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве
Возводить Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии начали в 1900 году под руководством архитектора Фомы Богдановича-Дворжецкого. Здание было спроектировано в неоготическом стиле с крестообразной планировкой, барельефами, стрельчатыми окнами и витражами. Исследователи предполагают, что московский архитектор находил вдохновение в фасаде Вестминстерского собора и куполе кафедрального собора в Милане. Строительство и украшение этого третьего католического храма Москвы заняло 17 лет.
В настоящее время Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является самым большим католическим собором в России и считается “частичкой Европы” на Малой Грузинской улице. Внутри собора находится самый большой духовой орган в стране, подаренный кафедральным собором из швейцарского города Базеля. Этот храм стал первым в России, где возродили многовековую европейскую традицию церковных концертов. Здесь проводятся концерты инструментальной, джазовой и фольклорной музыки, а также богослужения на русском, польском, корейском, вьетнамском и латинском языках. В соборе организуются тридентские мессы и литургии по армянскому обряду.
Храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре
В 1901 году журнал “Зодчий” в Санкт-Петербурге опубликовал проект Католического храма Пресвятого Сердца Иисуса, который был разработан Фомой Богдановичем-Дворжецким. Краснокирпичное здание в неоготическом стиле было построено в 1906 году. Его уникальной архитектурой украшали копьевидные башенки с пинаклями, витраж с изображением Девы Марии над входом и золотистая лепнина внутри. Особое внимание уделялось внутреннему убранству, и в храме был установлен “великолепный орган, импортированный из Австрии за около 5000 рублей”, по словам газеты “Голос Самары” в 1906 году.
В 1930-х годах храм был закрыт и использовался в качестве детского театра, краеведческого музея, театрального техникума и строительного клуба. В 1991 году здание было возвращено католическому приходу. Прошла реставрация, и на шпилях были установлены кресты.
В настоящее время храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре включен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь проводятся концерты органной и классической музыки, функционирует библиотека, библейский кружок и редакция католической газеты. В алтаре собора находится фреска “Христос Святого Иоанна Крестителя”, являющаяся копией картины Сальвадора Дали, и главная святыня храма – мощи Мартина де Порреса, перуанского священнослужителя XVII века. Он стал первым канонизированным темнокожим американцем.
Церковь Пресвятой Богородицы во Владивостоке
Изначально строительство Церкви Пресвятой Богородицы планировалось по проекту известного владивостокского архитектора Александра Гвоздзиевского. Однако его проект оказался слишком дорогостоящим, поэтому комитет по строительству решил объявить конкурс.
В 1909 году газета “Дальний Восток” сообщила о победителе конкурса – архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера были разработаны варшавским художником Йозефом Шпетковским. Церковь была построена в соответствии с традициями восточно-европейской готики, с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами, витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм был освящен, хотя замысел Плансона так и не был полностью реализован. Колокольню на храме установили только в 2010 году.
В 1996 году в Церкви Пресвятой Богородицы состоялся первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор здесь регулярно проводятся органные и вокально-хоровые выступления. В 2015 году специально для храма был построен духовой орган в Филиппинах, его внешняя отделка напоминает фасад Церкви Пресвятой Богородицы.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Курске
Римско-католический храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1896 году в типичном для католических храмов конца XIX – начала XX века неоготическом стиле. Здание храма было украшено стрельчатыми витражными окнами, угловыми башнями-шпилями и позолоченными крестами на фасаде и главных воротах. В то время, когда храм был построен, в городе Курске жил известный русский художник-авангардист Казимир Малевич. Именно здесь он заключил брак с первой женой по имени Казимира Зглейц. Свадебная церемония прошла в римско-католическом храме, о чем свидетельствует памятная табличка на здании. Также Малевич крестил здесь свою дочь.
В 1938 году храм был закрыт, его имущество было реквизировано, настоятеля и активистов прихода расстреляли, а само здание было превращено в антирелигиозный музей. Позже он был использован в качестве Дома культуры, а только в 1997 году был возвращен местной католической общине.
Сегодня внутреннее убранство римско-католического храма восстановлено с множеством старинных декоративных элементов. Внутри храма можно увидеть расписные своды, алтарные фигуры Пресвятой Девы Марии, Святых Апостолов Петра и Павла, а также мозаики, резные скамьи и орган. В храме регулярно проводятся благотворительные концерты, на которых выступают как российские, так и зарубежные музыканты.
Храм Преображения Господня в Красноярске
Красноярский храм Преображения Господня был построен в 1911 году по проекту местного архитектора Владимира Соколовского. Здание, выполненное в неоготическом стиле, имеет фасад, оформленный в виде ступенчатого фронтона-щипца. Над дверью расположена традиционная для католических храмов розетка, а по бокам фасада установлены две башни. Стены и своды храма выполнены из красного кирпича, а цоколь – из гранита.
В 1936 году здание было передано под объекты культуры. В течение советского периода архитектурный облик храма сильно пострадал. Однако после реставрации в 1980-х годах один из залов храма стал использоваться для проведения камерных концертов и музыкальных лекций, а также для размещения органа Красноярской филармонии. С 1993 года католическая община и органный зал работают совместно, предоставляя место для проведения классических, джазовых и хоровых концертов.