Самые красивые мосты Санкт-Петербурга

Самые красивые мосты Санкт-Петербурга

Петр I, великий реформатор и основатель Санкт-Петербурга, всегда мечтал превратить этот город в русскую Венецию, где горожане будут передвигаться по водным каналам на лодках, паромах и плавучих переправах. Однако, вместо этого, город стал городом мостов, каждый из которых имеет свою уникальную историю. Давайте вспомним о самых знаковых мостах Санкт-Петербурга.

Дворцовый мост

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Дворцовый мост, соединяющий центр города и Васильевский остров, является неотъемлемой частью образа Санкт-Петербурга. Его взметнувшиеся в небо чугунные пролеты на фоне красивого Петропавловского собора уже долгое время служат одним из негласных символов этого великолепного города.

Мост был построен с целью облегчить путь к бирже и торговому порту. В 1901 году Общество гражданских инженеров поставило перед собой амбициозную задачу – создать художественное произведение, достойное окружающей обстановки, включая Адмиралтейство, Зимний дворец и здание Биржи. После рассмотрения 55 эскизов был выбран проект известного петербургского инженера Анжея Пшеницкого.

Первые испытания этого грандиозного сооружения состоялись в 1916 году, когда на мост въехали 34 автомобиля, каждый из которых перевозил груз весом 600 пудов (примерно 9,9 тонн). Однако окончательный архитектурный облик моста был завершен только в 1939 году, когда архитектор Лев Носнов добавил к нему чугунные решетки.

К сожалению, задуманные Львом Носновым большие фонарные столбы, украшенные орлами, так и не были реализованы на опорах моста. Несмотря на это, Дворцовый мост продолжает поражать посетителей своей красотой и великолепием. Он является не только важным элементом инфраструктуры города, но и важной частью его культурного наследия, продолжая восхищать своим художественным обликом и исторической значимостью.

Читайте также:  Мытищи

Египетский мост

Египетский мост в Санкт-Петербурге

Каменная переправа через реку Фонтанку между Покровским и Безымянным островами украшена величественными сфинксами на гранитных постаментах, которые являются единственными сохранившимися декоративными элементами того моста, который когда-то был богато украшен. Сам по себе мост представлял собой впечатляющий памятник архитектуры.

При открытии в 1826 году, мост был представлен сочетанием особых элементов. Порталы, украшенные золоченым орнаментом, чугунные перила, выполненные в «египетской манере», и карниз с изображением бога Ра в виде крылатого солнца добавляли особой изысканности и величия мосту.

Однако, спустя около 80 лет после его открытия, мост обрушился под натиском эскадрона гвардейской кавалерии, которому на встречу двигались 11 саней с возницами. Цепи, не выдержавшие напряжения, не смогли удержать мост, что вызвало ужас и изумление в городе. Вышли слухи, будто за все произошедшее отвечает брошенная в сердцах фраза одной из местных жительниц: «Чтоб вы все провалились!». Однако, это остается лишь легендой, и причина обрушения моста до сих пор остается загадкой.

Сразу же после трагедии был установлен временный мост, чтобы обеспечить переправу через реку, и только спустя полвека был отстроен новый, капительный мост. Новое сооружение продолжило славную традицию предыдущего моста и стало символом стойкости и величия Санкт-Петербурга. Благодаря этому, переправа через реку Фонтанку остается значимым и уникальным архитектурным объектом в истории города.

Аничков мост

Аничков мост в Санкт-Петербурге

Первый мост в Санкт-Петербурге, “за Большою Невой на Фонтанной реке”, был возведен по указу самого Петра I с помощью инженерного батальона Михаила Аничкова и был отмечен его фамилией. Аничковым он назван был, также как и последующие два моста, которые появились на этом месте в разные времена. Деревянный мост был построен в 1716 году, каменный с башенками заменил его в 1785 году, а современный мост, с изображениями морских коньков и русалок, является последним в истории данного места.

Чугунные перила моста, выполненные по рисунку немецкого архитектора Карла Шинкеля, отличались уникальным орнаментом и целиком соответствовали перилам Дворцового моста в Берлине. В 1841 году знаменитые статуи “Укрощение коня” Петра Клодта были установлены на мосту. Изначально две группы скульптур были выполнены из бронзы, а две другие – из окрашенного гипса. Однако, две из четырех бронзовых статуй были отправлены Николаем I в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV сразу после отливки. Еще одна пара “укротителей” также не достигла назначенного места, поскольку была отправлена в Неаполь по указу императора. Полный комплект бронзовых скульптур Аничков мост получил лишь в 1851 году. Затем он стал еще более уникальным и грандиозным архитектурным объектом.

Львиный мост

Львиный мост в Санкт-Петербурге

Этот мост является одним из трех цепных пешеходных мостов, которые до сих пор сохранились в Санкт-Петербурге. Он представляет собой переправу через канал Грибоедова и украшен чугунными львами, скульптуры которых были созданы Павлом Соколовым. Интересно отметить, что Соколов был известным скульптором и работал как «мастер резного художества» при Адмиралтействе. Он также является автором знаменитого царскосельского фонтана «Девушка с кувшином».

Первоначально планировалось, что львы будут чеканиться из медных листов, но в конечном итоге было решено отливать их из чугуна и покрасить под мрамор. Проект переправы разрабатывал один из известных мостостроителей того времени – инженер Вильгельм фон Треттер. Мост, который соединил Казанский и Спасский острова, был открыт летом 1826 года, и в первый же день его открытия им воспользовалось 2700 жителей города.

Интересно отметить, что копия этого моста, известного как “мост о четырех львах”, была построена в берлинском парке Тиргартен. Этот мост, названный Лёвенбрюкке, был построен спустя 12 лет после оригинала и стал первым подвесным мостом в столице Германии.

Банковский мост

Банковский мост в Санкт-Петербурге

В произведении ленинградского поэта и литературоведа Дмитрия Бобышева, написанном в ХХ веке, говорится о мосте, построенном столетием ранее, и известном выражении «Крылатый лев сидит с крылатым львом». В сказочной легенде эти крылатые львы являются грозными стражами золота. Имеет символическое значение то, что эти мифические существа разместились у здания Ассигнационного банка, которое сегодня является Государственным экономическим университетом Петербурга.

Скульптуры крылатых львов были созданы скульптором Павлом Соколовым и отлиты на Александровском чугунолитейном заводе. Крылья львов были отчеканены из меди и покрыты сусальным золотом. Интересно отметить, что позже крылатые львы стали символом фабрики имени Крупской.

Банковский мост является самым узким мостом в Северной столице, его ширина составляет всего 1 метр 80 сантиметров. Тем не менее, этот мост является одним из самых популярных среди туристов. Существует поверие, что если бросить монетку у лапы льва, можно улучшить свое финансовое положение.

Эрмитажный мост

Эрмитажный мост в Санкт-Петербурге

Один из древнейших мостов Петербурга, возведенный через Зимнюю канавку в 60-х годах XVIII века, занимает особое место в истории города. Изначально на этом месте находился первый деревянный подъемный мост. За свое существование мост неоднократно менял названия – Зимнедворцовый и Верхнебережный. Особенностью этого моста стало его гармоничное сочетание с переходом-галереей, который пролегает над водой и связывает здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. Однако арка, которая совершенствует этот мост, добавляет ему еще больше очарования.

Невероятно красивый вид этого моста и трагическая история, вдохновившая А.С. Пушкина на написание «Пиковой дамы», послужили источником вдохновения для Петра Ильича Чайковского, который создал оперу с таким же названием. Особенно важная сцена в третьем акте оперы, где Лиза прыгает в воду с Эрмитажного моста, выпаливает фразу: «Погиб он, погиб, а вместе с ним и я!». Возможно, именно этот эпизод послужил причиной неофициального названия моста – «мостик Лизы». Это название символизирует связь между оперой и мостом, создавая еще более мистическую и романтическую атмосферу вокруг этой части Петербурга.

Троицкий мост

Троицкий мост в Санкт-Петербурге

Троицкий мост – уникальное сооружение, созданное в честь двухсотлетия Петербурга. Работы над его возведением продолжались почти двадцать лет, а результат оказался впечатляющим.

В 1882 году был объявлен международный конкурс на проектирование нового постоянного моста, который должен был заменить самый длинный плавучий мост в Петербурге, протяженностью более 500 метров. Первое место в конкурсе занял знаменитый французский инженер Александр Гюстав Эйфель, создатель знаменитой парижской башни. Однако его проект не был реализован, потому что российская компания «Батиньоль» предложила альтернативную концепцию, сокращающую расход металла в несколько раз. Окончательные чертежи были доработаны совместно с Петербургской Академией художеств архитекторами Леонтием Бенуа, Александром Померанцевым и Робертом Гёдике. Величественное открытие моста состоялось под руководством Николая II, который лично нажал на кнопку для запуска механизма.

В разные годы мост называли Кировским и мостом Равенства. Существует легенда, согласно которой знаменитый советский летчик Валерий Чкалов пролетел под этим мостом. Однако нет точных исторических данных подтверждающих этот эпизод в жизни героического пилота. Однако интересный факт – пилот Евгений Борисенко смог повторить подвиг Чкалова и пролетел под Троицким мостом на гидросамолете в 1940 году во время съемок фильма «Валерий Чкалов». Это был поистине уникальный момент, который добавил мосту еще больше исторической значимости и романтики.