Как чукчи тренировали выносливость
Выносливость и сила – две важнейшие характеристики взрослого чукотского мужчины, которые играют решающую роль в его выживании в суровой тундре. Будучи на пути кочевого образа жизни, чукче приходится бежать весь день рядом с упряжкой оленей, чтобы обеспечить семью пищей и другими необходимыми ресурсами. Не только во время охоты, но и возвращаясь в стойбище, чукчам приходится нести тяжелую добычу много часов, чтобы обеспечить свою семью. Именно выносливость и сила становятся ключевыми факторами для поддержания выживания каждого члена семьи в таких суровых условиях.
Выносливость чукчи развивали с детства
Воспитание детей у чукчей было изначально жестким и лишенным пощады. В случае, если ребенок рождался с дефектами, его убивали сразу, считая его “не жильцом”. Даже в случае, если женщина умирала и не могла питать своих детей, оставляли только здоровых мальчиков и девочек, а остальных убивали. Чукчи, как язычники, не видели в этом ничего непристойного, считая, что их дети отправляются в страну предков на небо, где должны встретиться с родителями.
Выносливость начинали воспитывать в мальчиках уже с пяти лет. Никаких особенностей здоровья или психики не принималось во внимание. Главной целью чукчей было не дожить до старости, а выжить здесь и сейчас.
С самого детства мальчики начинали осваивать навыки, необходимые для выживания. Они учились ходить на снегоступах и помогали отцу и другим взрослым мужчинам управляться с оленьим стадом. Мальчикам не разрешалось ложиться спать, они учились укладываться спать, опираясь на тяжелую тканую стену в чуме – переносном жилище с конической крышей.
Дважды в день мальчики отправлялись в тундру для тренировок. Они носили тяжести, стреляли из лука и метали копья. Кочевые чукчи с детства учились охоте на оленей, а седловые чукчи осваивали искусство владения пращей – древнего ручного оружия для метания камней.
Погоня за оленем
Много внимания уделялось бегу, который был средством развития выносливости и силы у береговых чукчей. Чтобы тренировать дополнительную выносливость, мальчиков нагружали камнями. Они проводили целые дни, бегая по тундре, несли тяжести и возвращались домой поздно, засыпая, опершись о полог. Старики считали, что ноги являются самым важным аспектом для “чаучу” (чукотского воина) и указывали, что чукча должен быть выносливее оленя и способен пробежать дальше него. Только в этом случае он сможет защитить стадо, уйти от врагов и найти лучшие места для кочевья своей семьи.
Умение догнать дикого оленя считалось настоящим мастерством. Чукчи бегали особенным образом, закидывая две руки на посох, который лежал на их плечах, чтобы увеличить длину шага.
Даже в XX веке на каждом стойбище у береговых чукчей имелась своя спортивная площадка, представляющая собой круг с тремя дорожками. Дети бегали по внутреннему кругу, взрослые занимали среднюю дорожку, а молодые чукчи бегали по краю. Почти каждый вечер они устраивали соревнования, чтобы определить, кто может пробежать больше всех, и бегали по площадке много часов подряд. Иногда они устраивали также состязания с препятствиями, тренируясь даже в то время, когда пасли оленей, бегая и делая упражнения рядом со стадом.
Бежать и драться с полной выкладкой
Особое внимание в тренировках уделялось ношению воинских доспехов, которые были латами, наподобие японских, покрывающих воина от головы до ног и обеспечивающих защиту от копий и стрел. Такие доспехи были крайне тяжелыми и неудобными, поэтому носить их и при этом двигаться – бегать, прыгать, атаковать, стрелять из лука – требовало настоящего искусства, которым должен был овладеть каждый воин. Чукчи надевали свои доспехи во время кочевья и следовали за стадами, не снимая их. Это тренировало их силу, выносливость и координацию движений, позволяя им быть готовыми к любым ситуациям в бою. В их культуре это было принято как неотъемлемая часть подготовки к воинским действиям.
Соблюдали диету и боролись
Один из основных нежелательных аспектов человеческого тела, по мнению чукчей, была потливость и сонливость. Потливость приводила к развитию запаха, что мешало успешной охоте, а сонливость могла испортить как охотника, так и воина. Поэтому юные чукчи старались ограничивать потребление воды и еды, чтобы приспособить свой организм к голоду и физическим нагрузкам.
В чукотской культуре были распространены поединки, где обиженный или оскорбленный молодой чукча мог вызвать своего обидчика на битву. Чукчи сражались друг с другом до тех пор, пока кто-то не одерживал победу, притягивая противника к земле. Об этом свидетельствует работа этнографа Владимира Германовича Богораза “Чукчи”.
Поединки иногда могли быть более серьезными, с применением коротких копий. “До устатку” тренировались в стрельбе из лука и умении уворачиваться от стрел. Дети одного стойбища делились на две команды и бросали друг в друга тупые стрелы. Иногда это заканчивалось ранениями. Когда они уставали от стрельбы, они брались за копья и соревновались в выносливости в беге.
Также у чукчей была популярна игра с мячом, похожая на регби, где мяч можно было ударять ногой, а в некоторых случаях его гоняли по полю палками.
Слабакам в семье не место
У чукчей выносливость играла решающую роль в возможности установить семейные отношения. В свадебном обряде чукчей был особый ритуал: жених должен был встать рано утром и обежать окрестности, затем принести к яранге невесты охапку хвороста. Это задание было непростым, так как дров в тундре было крайне мало. Большая охапка хвороста увеличивала шансы на благоприятный ответ отца невесты.
Все эти тренировки и испытания продолжались у чукчей до середины XX века и принесли свои результаты. Российский исследователь Н. Ф. Калинников в своей книге “Наш крайний северо-восток” (1912 год) описывал чукчей как “замечательных ходоков”, “стальных людей”, которые с лёгкостью преодолевали усталость, бессонницу и голод.