Большой театр в Москве
Всемирно известный театр оперы и балета, который знает каждый русский человек с самого детства. Все знакомы со зданием Большого театра, ведь оно нанесено на сторублевой купюре, поэтому если Вы не были в этом театре, он точно был у Вас. Полное название учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России», но приняты официальные сокращения – Большой театр России, Большой театр. Столичная интеллигенция называла его просто «Большой», что встречается и сегодня.
Считается, что театр размещен в известном памятнике архитектуры с колоннами и лошадьми на Театральной площади, но по факту это комплекс зданий и помещений, расположенных на площади в центре Москвы.
Большая история Большого театра
Образование театра относят к 1776 году. С даты основания и по сегодняшний день «Большой» находится в центре исторических событий, а с некоторыми тесно связан.
Петровский театр Урусова
Отсчет лет Большой театр ведет от 17 марта 1776 года. В этот день императрица Екатерина II возложила обязанность по содержанию концертов, балов, маскарадов и театральных представлений на губернского прокурора Урусова Петра Васильевича. Название учреждение приобрело не от имени назначенного покровителя, а от места, где князь Урусов заложил строительство нового здания – улица Петровка (правый берег реки Неглинки). Изначально «Большой» считался частным театром.
Стройка требовала средства, которых не хватало Петру Васильевичу. Он взял в «партнеры» англичанина Майкла Медокса, обладавшего знаниями и умениями в механике, инженерии и театральном деле.
Коллеги в 1777 году выкупают особняк князя Лобанова-Ростовского и на его месте начинают строительство нового театра. После пожара 1780 года в Оперном доме на Знаменке, где устраивали театральные представления, Урусов отказывается от обязательств в пользу англичанина. Майкл Медокс продолжил возведение красивейшего здания (украшения города со слов императрицы) Москвы самостоятельно.
Под руководством архитектора Христиана Розберга здание построили за полгода. Стоимость оказалась на 50 тысяч выше заложенной сметы и составила 130 тысяч серебряных рублей. Новый театр начал работать 30 декабря 1780 года, а уже 10 января следующего года организована торжественная церемония открытия первого столичного публичного театра. Помещение вмещало до тысячи зрителей, которые размещались на ложах в три яруса, двадцати рядном партере и специальных местах для привилегированных. Дополнительно обустроили маскарадную, карточную, другие помещения. В 1788 году повышая вместимость пристраивают ротонду (круглый зал для маскарадов).
Первые выступления в театре
Режиссером театра первые 14 лет был Медокс. Им организовано более 400 постановок на основе русских и итальянских произведений. Разделения на оперную и драматическую труппы не существовало, роли играли крепостные. В штате преобладали выпускники гимназии при Московском университете, которые получали музыкальное образование высокого уровня. Формирование танцевальной и балетной труппы происходило из выпускников «изящных» классов Московского воспитательного дома. На их основе образовалось Московское императорское театральное училище.
К 1794 году у англичанина возникают финансовые проблемы, которые послужили причиной передачи театра в государственное ведение. С этого времени театр считается Императорским. Руководители учреждения сменялись друг за другом, одним был князь Волконский, содержавший известнейшую театральную труппу Москвы.
Императорский Театр
Здание театра на Петровке сгорело в 1805 году, артисты скитались по малоудобным частным сценам. Существование коллектива оказалось под угрозой. Но уже через год сохранившуюся труппу взяла под опеку Дирекция Императорских театров, в ведении которой находились Петербургские театры.
Новое собственное здание построили в 1808 году по проекту Карла Росси. Оно стало единственным «классическим» в Москве, окруженное колоннами и галереей. Несмотря на греческий стиль фундамент изготовлен из камня, а само здание из дерева. Именно это погубило театр в 1812 году. Наполеоновские пожары уничтожили его до тла.
Труппа возобновила работу в 1814 году. Выступления проходили в особняке генерала Апраксина. К 1818 году построено собственное здание театра на пересечении улиц Большой Никитской и Моховой.
Большой Петровский театр
Но уже на следующий год организован смотр проектов нового здания, в котором выбрали макет профессора А. Михайлова. Стоимость реализации строительства оказалась слишком высокой и размер здания дисгармонировал с окружающими домами. Губернатор столицы Д. Голицын поручил О.Бове удешевить проект. В итоге приняли редактированную документацию и начали строительство в 1820 году. Разработанный Бове генплан предполагал размещение театра на Петровской (в будущем Театральной) площади в центре города. Здание в классическом стиле стало символом победы русской армии в войне 1812 года.
Театр строили со всеми удобствами: просторными галереями, лестницами на балконы, помещениями для отдыха труппы и посетителей. Главный зал был больше Питерских театров и вмещал около двух тысяч человек. Для особых случаев закладывалась оркестровая яма увеличивая сцену.
Строительство завершилось в начале 1825 года, 18 января в торжественной обстановке дан первый спектакль «Торжество муз», написанный специально для открытия театра. Роли играли известнейшие таланты Москвы и Петербурга, а также приглашенные европейские артисты (хореограф Фелицата Гюллень-Сор). Сюжет произведения восхвалял развитие культуры в России и сравнивал ее с древней Грецией. Театр получил название «Большой Петровский театр» и стал искусным завершением ансамбля Петровской площади. По задумке архитектора впервые здание увенчано колесницей, которой управлял Аполлон, запряженной тройкой. Лошади устремлены в сторону кремля.
Становление школы «Большого»
Театр на Петровке привлекал талантливых артистов, постановщиков, режиссеров, балетмейстеров. Зимой 1811 года по решению руководства Императорских театров в Москву направлен А. Глушковский, который создаст известнейшую на весь мир Московскую балетную школу на базе Петровского театра. Он впервые поставил балет по Пушкинским произведениям.
С 1823 года и на протяжении 35 лет в Москве трудится композитор и постановщик А. Верстовский. Под его началом на сцене поставлены оперы «Пан Твардовский» (1828 год), «Аскольдова могила» (1835 год). В театральной истории эти годы названы эпохой Верстовского, которую сменила эпоха композитора М. Глинки.
Впервые показана опера «Жизнь за царя» (1842 год), а в 1846 году состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила. Постепенно репертуар Большого Петровского театра склоняет к опере и балету.
Императорский Большой театр
Здание на Петровской прослужило театру больше тридцати лет, но в марте 1853 года оно сгорело вместе с установленным внутри оборудованием, документами и костюмами. Пожар бушевал несколько дней.
Объявленный конкурс проектов восстановления здания выиграл профессионал театральных конструкций А. Кавос. К весне 1855 году руины разобраны и началось строительство, которое длилось всего полтора года. За это время высота театра выросла на 2 метра, тройку лошадей заменили бронзовой квадригой, сохранились колонны, но изменена их верхняя часть. Внешний вид театра приобрел известный (современный) облик. Но главные новшества ввелись в интерьер, оснащение зрительного зала и сцены.
Внутренняя отделка и планировка разработана с учетом повышения акустических свойств. Сцена и зрительный зал сконструированы как музыкальный инструмент. Эффект достигнут использованием деревянных панелей и декора из папье-маше. Вместительность достигла 2300 человек, которые могли разместиться в партере и на 6 ярусах лож. Внутреннее убранство выполнено в бордово-золотистых цветах и материалах. Византийский стиль гармонично сочетался с ренессансом.
Торжественное открытие театра 20 августа 1856 года приурочили к коронации Александра II. Для премьерного показа выбрана опера «Пуритане» В. Беллини. Помпезность моменту придал визит царской семьи, для которой организовано специальное ложе напротив сцены. По этому случаю художник императорской семьи М. Зичи написал картину, на которой изображен интерьер зрительного зала. Используется как источник, сохранивший внутреннее убранство театра.
По заказу Большого театра П.И. Чайковский пишет музыку к балету, премьера которого состоялась в 1877 году. Лебединое озеро впервые предстало перед зрителем. Опера получила негативные отзывы и только через двадцать лет ее поставили на сцене «Мариинки» в том виде, в котором она всемирно известна.
Великий композитор начал деятельность в театре с 1869 года (опера «Воевода»). К 1880 году «Большой» переживает апогей русской оперы. «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички» П.И. Чайковского, сочинения М.П. Мусорского, Н.А. Римского-Корсакова возвышают театр на мировой олимп искусств.
Театр XX века
«Большой» входит в новое столетие с четко поставленной целью – новый этап развития общества – новая эпоха в искусстве. Новаторами театра стали В. Теляковский (руководитель Императорских театров), С. Рахманинов (дирижёр, композитор), Ф. Шаляпин (оперный певец). Уделялось огромное внимание музыкальному сопровождению спектаклей. Под дирижёрством Рахманинова состоялась премьера оперы «Жизнь за царя», которая произвела культурный фурор в обществе. Композитор прослужил главным оперным дирижёром Большого театра с 1904 по 1906 годы.
В марте 1917 года учреждение сменило статус с Императорского на Государственный большой театр. Торжественное переименование увенчалось интернационалом в исполнении оркестра. Театр стал самостоятельным, руководителем назначен Л. Собинов (артист, оперный певец).
Период общественной нестабильность после революции негативно повлиял на театральную жизнь. Актеры митинговали, учреждение несколько раз закрывалось. Сцена и зрительный зал использовался в административных целях (партсобрания, конференции, съезды).
Торжественно отмечается столетие учреждения. Отчет вели с образования Большого Петровского театра в 1825 году. Его сцена притягивала и раскрывала таланты, которые становились известнейшими композиторами, режиссерами, балетмейстерами, постановщиками, артистами и певцами.
Поправки в работу театра внесла советская идеология. Имперские оперы перестали показывать, известное произведение «Жизнь за царя» переименовали в «Иван Сусанин», написали новый текст, акцентируя внимание на подвиге крестьянина ради родины. Народность и патриотизм прочно вошли в основу всех спектаклей и опер Государственного Большого театра.
Военные годы театр провел в Куйбышеве (Самара) на базе местного Дворца культуры. Произведения приспособили под провинциальную сцену. Артисты поднимали боевой дух на фронте, где дали больше тысячи концертов. Труппа стирала комплекты солдатской одежды, сдавала кровь, развивала местные театры. Учреждение эвакуировали не зря, ведь в октябре 1941 года в здание театра попал снаряд, который повредил и внутреннее убранство.
Вторая половина века стала возвращение классицизма. Поставлена опера «Борис Годунов» Мусорского и балет «Щелкунчик» Чайковского. Масштабность, размах превалируют над идеологией.
Большой театр России сегодня
«Девяностые» театр преодолел с трудом, но уже в начале 2000-х получил новый виток развития. Оформлено сотрудничество с зарубежными фестивалями и труппами, выделено финансирование. На сцене «Большого» стали показывать всемирно известные произведения. Лучшие театры Италии, Франции выступают в Москве. Расширилась стилистика оперы и балета, развились новые экспериментальные жанры, но классические произведения составили золотой фонд «Большого».
Описание Большого театра
В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:
Историческая (основная) сцена, вмещающая 2500 человек. Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей — легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.
Новая сцена, открытая в 2002 году и рассчитанная на 1000 зрителей. Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Дмитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.
Бетховенский зал на 320 мест, знаменитый своей уникальной акустикой. Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.
Информация для посетителей: где находится, как добраться, билеты
Адрес Большого театра: Театральная площадь, 1.
Попасть к Большому можно, пройдя по Театральному проезду от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд». От станции «Площадь Революции» до Большого вы дойдёте, перейдя одноимённую площадь. От станции «Кузнецкий мост» нужно идти по улице Кузнецкий мост, а потом повернуть на Театральную площадь.
Приобрести билеты в Большой театр можно на сайте театра и в кассах, открытых в Административном здании (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 15.00 до 16.00); в здании Исторической сцены (ежедневно с 12.00 до 20.00, перерыв с 16.00 до 18.00); в здании Новой сцены (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00).
Стоимость билетов от 100 до 10000 рублей, в зависимости от спектакля, времени представления и места в зрительном зале.
Большом театр оснащен комплексной системой безопасности. Не допускается пронос колющих и острых предметов — с ними вас не пропустят в здание театра.
Дети допускаются на вечерние спектакли с 10 лет. До этого возраста ребёнок может посещать утренние представления по отдельному билету. Дети до 5 лет в театр не допускаются.
Фото и видеосъёмка в Большом театре не разрешаются.
В Историческом здании Большого театра по понедельникам, средам и пятницам проводятся экскурсии, рассказывающие об архитектуре Большого и его прошлом.
Для желающих приобрести что-нибудь на память о Большом театре ежедневно, с 11.00 до 17.00, открыт магазин сувениров. Чтобы попасть в него, нужно войти в театр через подъезд № 9А. Посетители, пришедшие на представление, могут зайти в магазин непосредственно из здания Большого до начала спектакля или после него. Ориентир: левое крыло театра, цокольный этаж, по соседству с «Бетховенским залом».