Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге
Шереметевский дворец, также известный как Фонтанный дом, является одним из первых зданий в Санкт-Петербурге, построенным вскоре после основания Северной столицы. С 1712 по 1917 год этим домом владели графы Шереметевы. В XIX веке он занимал целый квартал от реки Фонтанки до Литейного проспекта. Затем здание несколько раз перестраивали, а в советские времена в бывших графских покоях размещали музеи, жилые квартиры и трудовые союзы по заготовке дров. В настоящее время в Шереметевском дворце, основном здании усадебного комплекса, размещается Музей музыки.
Петербургское приобретение Шереметевых в XVIII веке
История комплекса зданий на набережной реки Фонтанки уходит корнями в XVIII век. Поместье, позднее известное как Фонтанный дом, было возведено вскоре после основания Санкт-Петербурга. В 1712 году император Петр I распределил участки земли среди своих ближайших соратников, и территория у реки Фонтанки досталась фельдмаршалу графу Борису Шереметеву. Однако, новый владелец был уже почтенного возраста и не проявлял большого интереса к поместью, в котором возводились лишь скромные деревянные постройки и мазанки. После смерти фельдмаршала в 1719 году его вдова, Анна Шереметева, уехала в Москву, а управлением петербургским имуществом остался заниматься Иван Бем.
В усадьбе начали строить капитальные здания в 1730-е годы по инициативе Петра Шереметева, наследника фельдмаршала. По его заказу архитектор Григорий Дмитриев, автор Аничкова дворца, разработал одноэтажный каменный дворец. В это же время была построена церковь Святых Симеона и Анны, которая до сегодняшних дней сохранила свою первозданную красоту.
До 1743 года хозяева редко бывали в Фонтанном доме. Петр Шереметев переехал в эту петербургскую усадьбу только после свадьбы. После этого дворец претерпел изменения: был добавлен второй этаж и присоединена церковь Святой Варвары к зданию. Новый проект разработал Петр Еропкин, один из архитекторов, участвовавших в создании первого генерального плана Санкт-Петербурга. Работы по перестройке вели архитекторы Савва Чевакинский и Федор Аргунов.
В 1767 году скончалась супруга графа – Варвара Шереметева. После этого граф уехал в Москву, и его дворец опять остался пустым. В период до 1788 года здание находилось под присмотром управляющих и время от времени сдавалось в аренду.
С 1788 по 1809 годов дворец находился в собственности Николая Шереметева, под руководством которого были построены летний дом, каретные сараи и садовый павильон. В работе над этими сооружениями принимали участие выдающиеся архитекторы того времени, такие как составитель генерального плана Ярославля Иван Старов, автор Казанского собора Андрей Воронихин и известный петербургский архитектор Джакомо Кваренги.
Семейная резиденция Шереметевых в XIX веке
В 1809 году шестилетним наследником комплекса стал Дмитрий Шереметев, что заставило опекунов взять на себя управление усадьбой. Именно в это время Фонтанный дом стал главной резиденцией графа. Под руководством архитектора Иеронима Корсини поместье и его главное здание претерпели значительные изменения. Были переосмыслены интерьеры парадных гостиных, созданы ограда и впечатляющие ворота с видом на Фонтанку в необарочном стиле, а также начато строительство нового флигеля — Садового. Кроме того, на территории появилось несколько новых строений, включая те, что выходили на Литейный проспект.
В 1871 году усадьба перешла во владение Сергея Шереметева, последнего из графского рода. Под его руководством комплекс был разделен на хозяйственную и доходную части. В самом дворце, с видом на Фонтанку, проживали сами владельцы. Здесь же проводились собрания нескольких научных обществ, в члены которых входил граф, включая Общество любителей древней письменности, основанный самим Шереметевым. В этой части дворца находились семейный архив, коллекция живописи и скульптуры.
Часть исторической усадьбы, расположенной на Литейном проспекте, была сдана в аренду. Здесь разместились доходные дома и торговые павильоны. На северной стороне комплекса был построен Театральный зал, на сцене которого выступали различные труппы, включая театры Всеволода Мейерхольда, Николая Евреинова и Михаила Фокина, представлявшие камерные спектакли.
Внешний вид и интерьеры Шереметевского дворца
Здание на Фонтанке приобрело свой нынешний вид в результате двух этапов строительства. Во второй половине XVIII века, при Петре Шереметеве, были оформлены фасад и очертания дворца. Впоследствии Савва Чевакинский и Федор Аргунов добавили к зданию второй этаж. Центральная часть дворца была размещена в глубине парадного двора, а два изогнутых крыла-флигеля выступали вперед. Великолепный подъезд был украшен позолоченными скульптурами коней, работы австрийского скульптора Иоганна Франца Дункера.
Здание было построено в популярном стиле русского барокко, характеризующемся изысканным декором, яркими цветами и изобилием скульптурных элементов. На фасаде дворца можно увидеть пилястры, изящные оконные карнизы, лепные узоры, а также фигуры львов, входившие в состав фамильного герба Шереметевых.
В первой половине XIX века произошли изменения, затрагивающие преимущественно графские покои усадьбы. Николай Шереметев, третий владелец усадьбы, стремился создать дворец для своей супруги, бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. Некоторые комнаты были обустроены как личные спальни для супругов, а другие выделены под парадные гостиные.
Дворец претерпел значительные изменения под руководством его нового владельца, Дмитрия Шереметева. Граф стремился привести поместье в соответствие с модой второй половины XIX века, поэтому обратился за помощью к известному архитектору Иерониму Корсини. Под его руководством был выполнен редизайн помещений, добавлен роскошный декор. Так, к 1846 году старая Зеленая гостиная была преобразована в Желтую, или Золотую гостиную. Стены были обиты дорогим лионским штофом – шелковыми обоями с изысканным узором, потолок украшался золотым плафоном с чернением, а вместо обычных печей был установлен фигурный камин. В 1870-х годах интерьер был вновь обновлен: золоченую мебель заменили на гарнитур из амаранта, а весь ансамбль декорировали желтым штофом.
Интерьер Этрусской гостиной Корсини придумал на основе модных веяний первой половины XIX века. В это время археологи обнаружили в Италии руины древних городов — Помпеи и Геркуланума, погибших при извержении вулкана. Под слоем пепла сохранились фрагменты стенных росписей, мозаики и вазы. Эта находка быстро стала известна в аристократических кругах, и древнеримские мотивы стали популярны среди знати.
Иероним Корсини лично разработал орнаменты для панно в Этрусской гостиной, сочетая разнообразные узоры и находя необычные способы их чередования. Комната была оформлена в оранжево-черной гамме, а на стенах были расположены цитаты из вазовой живописи. Некоторые элементы росписей напоминали знаменитые мозаики из Виллы Цицерона, как было отмечено учеными после обнаружения дворца в Помпеях.
В Оружейном зале Шереметевского дворца античные колонны были заменены пилястрами – колонноподобными вертикальными выступами на стенах. Белая мраморная обивка сменила малахитово-зеленую, придавая интерьеру особую изысканность. Из прежнего интерьера Корсини сохранились два беломраморных камина, которые великолепно дополняют новую отделку.
Шереметевский дворец в XX веке
После революции Сергей Шереметев передал дворцовый комплекс новой советской власти. В здании был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII–XX веков, который включал в себя ценные коллекции Шереметевых: живописные полотна, скульптуры, старинное оружие и обширную библиотеку. Помещения рядом с музеем были заняты трудовым союзом по заготовке дров под названием «Северокустарь». В 1928 году во дворец также был переведен Астрономический институт со своими лабораториями.
В это время несколько флигелей были выделены под коммунальные квартиры для сотрудников ленинградских музеев. Одним из жильцов дома была известная поэтесса Анна Ахматова, жившая там вместе с мужем, историком искусства Николаем Пуниным.
Музей быта в Шереметевском дворце прекратил свою работу в начале 1930-х годов после того, как ленинградские чиновники приняли решение о необходимости закрытия экспозиции, посвященной жизни до революции. Экспонаты из музея были переданы в другие учреждения: Русский музей, Государственный Эрмитаж, Публичную библиотеку. Некоторые предметы были отправлены в городские комиссионные магазины.
В 1935 году в правом крыле Шереметевского дворца открылся Дом занимательной науки. У входа во флигель установили табличку: «Собственный меридиан Дома занимательной науки. Координаты: 59°57′ сев. широты, 30° 19′ вост. долготы». Музей работал до начала Великой Отечественной войны, затем многие его сотрудники ушли на фронт. Некоторые экспонаты закопали в саду дворца. Сейчас они считаются утерянными.
После окончания Великой Отечественной войны во дворце был размещен Арктический научно-исследовательский институт, который занимал это здание до 1988 года. В 1990 году городские власти передали территорию Шереметевского дворца Музею театрального и музыкального искусства, расположенному со стороны Фонтанки. В северной части усадьбы в 1989 году появился Музей Анны Ахматовой, а в 1991 году был открыт Государственный драматический театр «На Литейном».
Реконструкция Шереметевского дворца
В 1930-х годах, после закрытия советской властью Музея дворянского быта, начала происходить деградация интерьеров, созданных Иеронимом Корсини. Кроме того, усадьба значительно пострадала во время военных действий. В результате обстрелов часть крыши обрушилась, окна были разбиты, осколки повредили системы отопления и вентиляции.
После окончания блокады началась реконструкция здания под руководством НИИ Арктики и Антарктики. Сотрудники института адаптировали здание под свои потребности: помещения, где ранее находилось Общество любителей древней письменности при Шереметевых, были преобразованы в бассейн для испытания моделей кораблей. Некоторые комнаты были разделены перегородками и превращены в лаборатории. Стены Оружейного зала из искусственного мрамора были окрашены масляной краской, а старые ржавые детали медно-чугунных парадных ворот были заменены на копии из силумина — сплава алюминия и кремния.
В 1990-е годы здание было передано Музею театрального и музыкального искусства, после чего началась обширная реконструкция. В период с 2000 по 2010 годы восстановление исторических интерьеров Корсини проводилось с учетом фотографий и архивных документов. Этот трудоемкий процесс занял много времени: например, требовалось около трех лет для замены утраченных частей парадных ворот на Фонтанке. Ограда была демонтирована до фундамента, а затем изготовлены необходимые детали из чугуна и установлены на свои места.
Несколько комнат были восстановлены по частям. Для восстановления стен Белого зала, закрашенных в советское время, мастера потратили около двух лет. Они вернули позолоченные украшения на стены, однако не смогли воссоздать росписи потолка. Часть росписей, которые были успешно восстановлены, были законсервированы и теперь доступны для просмотра посетителям дворца во время экскурсии по парадным залам на втором этаже. На первом этаже находится Музей музыки с обширной коллекцией инструментов различных стран и эпох.
Интересные факты про Шереметевский дворец
Шереметевский дворец – одна из важнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга, обладающая уникальной историей и необыкновенной красотой. Вокруг него существует несколько захватывающих фактов:
- Фамилия дворянского рода правильно пишется без мягкого знака – Шереметевы. После отмены крепостного права появился вариант с мягким знаком, который использовался для обозначения бывших графских крестьян.
- Дворец славился как место встреч выдающихся деятелей культуры и искусства. Здесь выступали такие музыканты, как Глинка, Лист, Берлиоз, Шуберт, а его хоровая капелла из домовой церкви приобрела известность даже в Европе.
- Интерьеры дворца, своей утонченной красотой и роскошью, неизменно привлекали внимание художников. Именно здесь был создан самый известный портрет Пушкина, выполненный талантливым Орестом Кипренским.
- Музей музыки является одним из самых известных и крупнейших в мире. Он занимает 4-е место по объёму коллекции, в которой хранится более 3 тысяч музыкальных инструментов.
Что посмотреть в Шереметевском дворце
Интерьер дворца изобилует роскошью, наполненной золотом, драгоценными тканями и изысканным деревом. Стены и потолок украшены изящной лепниной, художественными панно и росписью, а на полу великолепный цветной узорный паркет. В течение многих лет семья Шереметевых собирала коллекцию произведений искусства: картины, скульптуры, книги, монеты, оружие, составляющие великолепное наследие истории и культуры.
На первом этаже дворца находится Музей музыки, также известный как «Открытые фонды», а на втором этаже представлена основная экспозиция под названием «Анфилада парадных залов».
Музей музыки
Этот филиал Музея театрального и музыкального искусства представляет собой уникальное место, где можно ознакомиться с самой большой в России коллекцией музыкальных инструментов. Экспозиция размещена в залах первого этажа, где воссоздан интерьер XVIII века, создавая атмосферу исторического великолепия.
Среди экспонатов можно увидеть инструменты, принадлежавшие императорской семье или известным музыкантам, колокола, скрипку Страдивари, уникальный роговой оркестр. Особое внимание привлекают необычные экспонаты, такие как поперечная флейта, вертикальное пианино, карманная скрипка, а также старинные инструменты, воссозданные по рисункам и описаниям.
При посещении музея вы имеете возможность не только рассмотреть различные инструменты, но и послушать их звучание, а также даже попробовать сыграть на них самостоятельно. В рамках экскурсии вы также можете посмотреть фильм о коллекции музея.
Анфилада парадных залов
На втором этаже вы сможете окунуться в атмосферу XIX века благодаря воссозданному интерьеру дома Шереметевых. Иероним Корсини вложил душу в оформление этого пространства, создав пышную обстановку, богатую позолотой, изысканной лепниной, великолепными скульптурами и произведениями искусства.
Особенно захватывающим будет посещение нескольких помещений:
- Белая гостиная поражает своей роскошью. В ней вы найдете мраморные скульптуры, картины и красивое сочетание белого цвета с позолотой. Паркет из ценных пород деревьев из Швейцарии и Ямайки добавляет особого шарма.
- Золотая гостиная, прошедшая несколько изменений, украшена шёлковыми обоями с золотым тиснением, мебелью из амаранта и жёлтого штофа. Здесь вы найдете фигурный камин и золотой плафон, добавляющие изысканности интерьеру.
- Этрусская гостиная выполнена в древнеримском стиле, в тонах оранжевого и черного. Она украшена панно с орнаментами и узорами, вдохновленными Виллой Цицерона в Помпеях. Мебель из тёмного полированного дерева, высокие подсвечники, а также рояль Глинки и клавишная арфа Дитца придают этой комнате особый шарм.
- Малиновая гостиная, предназначенная для жены Дмитрия Шереметева, впечатляла своим роскошным оформлением. Стены украшены малиновым штофом, потолок украшен лепниной и узорами, а на стенах великолепные картины. Мраморный камин в углу гостиной украшен изысканными барельефами.
- Оружейный зал впечатляет своим стильным дизайном, где белая обивка смотрится элегантно на фоне мрамора. Украшением зала служат изящные пилястры и два изысканных мраморных камина.
- Крест Монте Дженерозо, представленный в отдельном помещении, поражает своим величием. Это великолепная композиция в форме высокого креста, изготовленного из драгоценных металлов и сопровождаемого 12 миниатюрами. Этот произведение искусства было создано талантливым швейцарским ювелиром Инауэном.
Режим работы Шереметевского дворца и стоимость посещения
Шереметьевский дворец работает в понедельник и с четверга по воскресенье с 11:00 до 19:00, по средам с 13:00 до 21:00. Входные билеты стоят от 150 до 350 рублей, а с экскурсионным сопровождением – 500 рублей. Каждый третий четверг месяца для учащихся посещение дворца бесплатное. Выходные – вторник и последняя пятница месяца.
Музей музыки открыт ежедневно, кроме понедельника и вторника. Последняя среда месяца – санитарный день. Часы работы с 12:00 до 19:00. Стоимость входного билета в музей – 350 рублей, на концерты – 150-200 рублей, на экскурсии – 400-660 рублей, на фотографирование – 100-200 рублей. Для некоторых категорий действуют льготы, с билетами от 20 рублей, а также возможно бесплатное посещение.
Где находится Шереметевский дворец и как добраться
Шереметевский дворец удачно расположен в центре города, между Литейным проспектом и рекой Фонтанкой, недалеко от Аничкова моста. Его адрес: набережная Фонтанки, 34.
Рекомендуем добираться сюда на метро: лучше всего выходить на станции «Гостиный двор». Оттуда до дворца всего 1 километр. Пройдите направо по Невскому проспекту, пересеките Аничков мост и сразу поверните налево, следуя по набережной до достижения дворца, что займет всего 400 метров. Весь путь займет лишь 15 минут. Также можно добраться от станции «Маяковская», но в этом случае нужно идти по Невскому проспекту налево от выхода, а затем повернуть направо перед Аничковым мостом.
На Литейном проспекте, напротив дворца, расположена остановка наземного транспорта «Улица Жуковского». Здесь останавливаются трамвай №Т7, автобус №290 и троллейбусы № 3, 8, 12, 15. Для достижения входа во дворец нужно пройти всего 300 метров: вам следует пройти через арку.
Если вы выходите на остановке «Литейный проспект» на Невском проспекте, вам придется пройти около 600 метров. Здесь останавливаются автобусы №3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы №1, 5, 7, 10, 11, 22.
При поездке на собственном автомобиле рекомендуется оставить его на стоянке у Литейного проспекта или у моста на улице Белинского. Для удобства туристов также доступны автобусные экскурсии по дворцу и музею.