Мифы и легенды озера Байкал
Курыкане, якуты, эвенки и буряты населяли берега Байкала в разное время и поклонялись ему, осознавая его загадочную силу и своевольный нрав. Байкал был свидетелем волнений, штормов и даже землетрясений. В новогоднюю ночь 1861-1862 годов, под воду ушло 200 квадратных километров суши. Несмотря на это, Байкал всегда оставался “кормильцем”, “батюшкой” и “местом силы” для коренных народов этих мест. Вспоминаем бурятские легенды и научные факты о суровом “сибирском море”, где духовность и реальность переплетаются в единый мир, полный загадок и тайн.
Откуда пошло название «Байкал»
Байкал, известный как Байгаал-далай на языке бурят, представляет собой священный водоем, который получил свое имя от монгольского слова «далай», означающего «великий» или «океан». Название указывает на святость и масштабы этого озера, сравнимые с далай-ламой. По преданию кабанских бурят, земля на восточном берегу Байкала однажды содрогнулась, и из трещины появился пылающий огонь. Испуганные люди молились богам, прося остановить огонь, и их молитвы были услышаны: огонь стал затухать. Трещина заполнилась водой, и озеро получило свое имя – Байгаал, что в переводе с бурятского языка означает “огонь остановился”.
Ученые предполагают, что озеро образовалось на месте тектонического разлома, гигантской трещины в земной коре. Но происхождение названия остается загадкой. Существует несколько версий, включая тюркское Бай-Куль, монгольское Байгал и даже китайское Бэйхай. Русские первопроходцы использовали эвенкийское название – море Ламу, а затем позаимствовали бурятское наименование, которое стало произноситься на русский манер – озеро Байкал.
Живой Байкал
Байкал – не просто озеро, а священное место, уважаемое местными жителями, которые называют его морем. Прибывая на берег Байкала, необходимо поздороваться, чтобы не нарушать его святыню. Купаться в воде разрешено, но мыться и стирать одежду в священной байкальской воде запрещено, а также бросать в нее что-то или плевать.
Экосистема озера крайне хрупкая. На его территории обитает более 2635 видов растений и животных, из которых более 1000 являются эндемиками, то есть встречаются только на Байкале. Однако, за последние десятилетия экологическая ситуация на озере ухудшилась, вызывая серьезные опасения ученых. Обмеление, загрязнение воды следами человеческой деятельности и массовая гибель уникальной губки, которая является главным очистителем байкальской воды – все это подтверждает необходимость бережного отношения к этому удивительному месту и его экосистеме.
Жертвоприношения на берегу
Буряты верят, что в каждой местности обитают свои духи, а для самых сильных из них сооружают обоо – пирамиду из камней, возле которой совершают жертвоприношения. Чтобы успокоить духов и получить их благосклонность, местные жители приносят в жертву сладости, молочные продукты, монеты, хлеб, завязанные полоски ткани и жгуты благовония. На берегах Байкала и в горах региона до сих пор можно увидеть возвышения из камней и ритуальные шелковые шарфы, привязанные к веткам. Современные шаманы настаивают на том, что использование алкоголя в ритуалах запрещено, так как духи гневаются, когда люди употребляют его сами или предлагают обитателям тонкого мира. Соблюдение ритуалов и уважительное отношение к духам являются неотъемлемой частью бурятской культуры и помогают сохранить традиции и верования народа на протяжении многих поколений.
Легенда об Ангаре и Енисее
Местность вокруг Байкала обладает богатой легендарной историей, одна из которых связана с возникновением реки Ангары. Старый богатырь Байкал имел 336 сыновей и единственную дочь, которую он назвал Ангарой. Отец прятал дочь на морском дне, пока не наступило время для ее свадьбы. Но Ангара, узнав о красивом богатыре Енисее от чайки, влюбилась в него и решила сбежать. Она обманула отца, пробила горный хребет и вырвалась из моря, хотя отец задумывал отдать ее за соседа Иркута. Байкал, узнав о побеге, в ярости кинул за ней скалу, которая стоит у истоков реки Ангары и стала известна в наши дни как Шаман-камень.
Считается, что в Байкал впадает 336 рек и ручьев, но точное число сложно определить из-за разнообразия постоянных и временных, поверхностных и подземных водотоков. Гидрографы уверены, что в озеро впадает около 500 рек и ручьев, а систему Байкала питают более 13 тысяч водотоков. Единственной рекой, вытекающей из озера, является Ангара, которая несет байкальские воды в Северный Ледовитый океан. По сравнению с Байкалом Ангара очень молода — ей не более 60 тысяч лет. Возраст самого Байкала оценивают в 20–25 миллионов лет, хотя эта цифра оспаривается. Если она подтвердится, то Байкал официально станет самым древним озером на нашей планете.
Со дна — в царство мертвых
Верования бурят о существовании бездонной пропасти на дне Байкала, связывающей его с Северным Ледовитым океаном, до сих пор не потеряли своей актуальности. По мнению старейшин, океан является воплощением загробного мира, а Байкал — пространством, в котором скитаются грешные души. Люди древности уверены, что то, что затонуло в Ледовитом океане, можно найти на дне Байкала, и наоборот. По преданию, Байкал связан с океаном подземным тоннелем, через который можно перемещаться из одного водоема в другой. Водная воронка, появляющаяся над тоннелем, затягивает лодки, что дает основание верить в существование такого мистического прохода.
На самом деле, ученые до сих пор не могут объяснить появление воронок на поверхности Байкала. Одни считают, что это происходит из-за заполнения резко возникающих локальных провалов дна водой, другие утверждают, что это результат встречающихся течений. Тем не менее, самое глубокое место озера (1642 метра) находится у западного побережья, в районе острова Ольхон, где и находилась предполагаемая бездонная пропасть. Именно здесь сосредоточены наибольшее количество “мистических” мест и проходит тектонический разлом, который и привел к образованию Байкала.
Лебеди Ольхона
Ольхон — самый крупный и единственный обитаемый остров на Байкале — считается местом, где родились первые шаманы этих мест. В 1990-е годы бурятские шаманы признали остров «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». С Ольхоном связано огромное количество мифов. Самый романтичный из них рассказывает, как появились хори-буряты — одно из четырех бурятских племен. Их прародитель, охотник Хоридой, жил на Ольхоне. Однажды он увидел на берегу трех лебедей, которые, скинув крылья, превратились в прекрасных дев. Хоридой украл крылья одной из них, девушки по имени Хун-шубуун. Она стала женой охотника, родила ему шесть дочерей и одиннадцать сыновей, которые и дали начало одиннадцати хоринским родам. Но сердцем Хун-шубуун всегда стремилась домой и на старости лет попросила мужа позволить ей примерить крылья. Надев их, Хун-шубуун снова стала лебедем и улетела в родной небесный чертог. А ее потомки в знак уважения по сей день окропляют небо, брызгая вверх молоком или чаем, когда над ними пролетает стая диких лебедей.
Первые письменные сведения о бурятах относятся к XII веку — уже тогда они жили в Забайкалье. Предполагается, что их предки изначально проживали именно на восточном берегу, а позже расселились южнее и западнее Байкала.
Мыс Рытый — проклятое место
Жители побережья севернее Ольхона стараются обходить стороной необитаемый мыс Рытый и примыкающую к нему каменистую долину реки Риты. По рассказам местных, все, кто селился здесь, рано умирали. Сергей Волков в книге «По Байкалу» приводит легенду о том, как между эвенками, бурятами и якутами разгорелся спор. Три племени не могли поделить долину, по которой проходила граница между их землями, и каждое выдвинуло на битву шамана и богатыря. Несколько дней бились три шамана и три богатыря, но никто так и не смог победить. Однако сражение разбудило обитавшего в долине духа злобного Ухэр-нойона — хранителя верховий реки Лены. С тех пор злой дух наказывает всякого потревожившего его.
Ученые говорят, что река Рита, приближаясь к Байкалу, уходит под землю, то есть, в представлении древних людей, прямиком в загробный мир. Долина реки пролегает по разлому земной коры. В этих местах отмечается аномальное магнитное поле, часто бывают землетрясения, случаются оползни и сели. Вдобавок к геологическим аномалиям здесь наблюдается редкое атмосферное явление — оптическая линза. Под влиянием северо-западного ветра воздух становится таким чистым, что линия горизонта отодвигается на расстояние до 150 км. Отсюда можно отчетливо видеть огонь на противоположном берегу в 55 километрах, и вершины гор, находящиеся в 100 километрах от Рытого.
Следы древней цивилизации на утесе Саган-Заба
На западном берегу Байкала находится утес, переводимый с бурятского языка как “белая скала” – Саган-Заба. Этот утес выделяется своим необычным цветом среди других прибрежных скал и считался местом обитания сильных духов по мнению бурят. Легенда рассказывает, что в одной из тайных пещер утеса духи спрятали золото, которое должен был перевезти китайский караван, но из-за непогоды люди не смогли переправиться через Байкал и оставили золото в потайном месте, чтобы потом забрать его. Однако его так и не удалось найти.
Хотя таинственная пещера так и остается неизвестной, в 1881 году на утесе были обнаружены наскальные рисунки, созданные древними людьми. Они являются самыми сложными наскальными рисунками на территории от Урала до Тихого океана благодаря своей композиции, манере письма и разнообразию сюжетов. Самые древние из них датируются концом II тысячелетия до нашей эры.
Священная гора Бархан-Уула
Гора Бархан-Уула, находящаяся на восточном берегу Байкала, служит охраной буддийского учения на севере. Упоминания о ней встречаются в тибетских письменных источниках, а также в местном фольклоре. Согласно легенде, Бурятия и Монголия имеют пять мест, где обитают главные духи, и самое северное из них – это живописная гора Бархан-Уула.
На гору приходят как буддисты, так и шаманисты, чтобы поклониться духам. Человек, поднявшийся на Бархан-Уула, чувствует особую силу в течение года. На скалах можно увидеть фигуру Будды, но она открывается только тем, кто ведет праведную жизнь.
Гора Бархан-Уула является одной из главных вершин Баргузинского хребта и имеет высоту 2514 метров. У бурят горы традиционно считались местом обитания самых сильных духов, а также использовались для защиты родных земель от врагов. Возвышаясь в небо, горы являлись дорогой к божественному миру.