Плата за коммунальные услуги в регионах: прогноз изменений на 2024 год

Плата за коммунальные услуги в регионах: прогноз изменений на 2024 год

Плата за коммунальные услуги в некоторых городах может вырасти более чем на 20% в следующем году. Правительство утвердило индексы изменения тарифов для каждого региона. Изменение тарифов ожидается не ранее 1 июля 2024 года. Максимальное увеличение может произойти в Забайкальском крае – до 15% (однако местные власти могут принять решение об уменьшении этого увеличения). Минимальное увеличение предполагается в Хакасии (всего на 4%), Магаданской области и Чукотке (на 4,9%). В остальных регионах увеличение тарифов составит примерно 9-10%.

Однако это устанавливаемый предельный рост тарифов в среднем по региону. В отдельных городах этот показатель может быть выше или ниже, если соблюдается “среднестатистический по региону порог”.

В то же время власти утвердили допустимую вариацию увеличения тарифов в отдельных муниципалитетах. Это означает, что плата за коммунальные услуги может увеличиться для жителей некоторых городов значительнее. Например, в Дагестане предполагается общее увеличение тарифов по региону в размере 10,8%, однако допускается отклонение платы в отдельных городах на 10,8%. Таким образом, плата может вырасти на 21,6% в одном городе и остаться без изменений в другом. Аналогичная ситуация в Смоленской области, где увеличение по региону составит 10%, а в отдельных муниципалитетах – еще 9,8%.

Индексы для разных регионов иногда существенно отличаются, но, как сказал руководитель проекта Фонда “Институт экономики города” Игорь Колесников, важно учитывать, что тарифы на коммунальные услуги также могут существенно различаться. Повышение на 10% в регионе с низкими тарифами в пересчете на рубли может оказаться менее значительным, чем повышение на 4% в регионе с высокими тарифами.

Согласно указаниям в постановлении на 2025-2028 годы, “порог” по регионам будет рассчитываться с учетом индекса потребительских цен, стоимости энергоресурсов и прогноза социально-экономического развития региона. Колесников отмечает, что в этой формуле нет ничего нового. Тем не менее, он считает, что эксперты могли бы добавить в неё и другие критерии, например, учет количества семей, получающих субсидии на оплату коммунальных услуг, что свидетельствует о доходах населения.

Читайте также:  Как будут отдыхать россияне в 2024 году

Кроме того, стоит отметить, что индексы регулируют только оплату коммунальных услуг, таких как электроэнергия, водоснабжение, газоснабжение и т.д., и не влияют на изменение тарифов за содержание и ремонт жилья, капитальный ремонт и др.

Льготники могут получать компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, а семьи с низкими доходами могут получать субсидии.

Предельный индекс – один из инструментов контроля за тарифными решениями, принимаемыми органами власти регионов, и защиты граждан от необоснованных изменений платы за коммунальные услуги, отмечает пресс-служба Минстроя. Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение установленных значений индексов и допустимых отклонений. В случае выявления нарушения выдается предписание о его устранении.

“За последние годы рост стоимости коммунальных услуг был ниже уровня инфляции”, – подчеркнули ведомственные представители.

Минстрой напомнил, что для жителей предусмотрены меры социальной поддержки в виде субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг.

Субсидия предоставляется любой семье, если их расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22% дохода (в ряде регионов данная граница ниже).

Компенсации полагаются определенным категориям граждан. Например, к таким категориям относятся многодетные семьи, пенсионеры, ветераны и участники боевых действий. Регионы могут также устанавливать данную льготу для других социальных групп.

“Региональные власти имеют все необходимые инструменты, чтобы, с одной стороны, обеспечить предприятиям жилищно-коммунального хозяйства необходимую доходную базу для нормального существования и развития, что невозможно без экономически обоснованного повышения тарифов, а с другой стороны, защитить граждан, нуждающихся в социальной поддержке, от возможного роста цен на коммунальные услуги”, – считает член Общественного совета при Минстрое Ольга Сердюк.

Индексы регулирования цен – эффективный инструмент, который за последние десять лет существенно сдерживал тарифы в сфере ЖКХ, позволяя поддерживать их на стабильном уровне, заявил эксперт Народного фронта Павел Склянчук. Однако плохое состояние жилищно-коммунальной отрасли не позволяет надеяться на прекращение роста цен на коммунальные услуги в будущем. В дополнение к “средней температуре по больнице”, используется гибкий инструмент отклонений, который позволяет учитывать износ сетей в различных регионах и муниципалитетах.

“В сравнении с предыдущими годами индексы, безусловно, высокие, примерно 10%”, – отметил эксперт. – Например, в Хакасии и Чукотке самые низкие в стране индексы – 4%, но даже при наличии предельных отклонений они все равно превышают 9%. Это характерно для большинства регионов. Следует отметить, что хотя правительство устанавливает верхнюю границу индексов, оно также требует от регионов выполнения мероприятий по модернизации коммунальных объектов. Следовательно, вместе с утверждением индексов роста ЖКУ регионам необходимо расширять адресные программы поддержки отдельных категорий населения”.

Успешной практикой, представленной центральным аналитическим центром в Московской области, является предоставление банковского кэшбека при оплате услуг онлайн, добавляет Склянчук. Кроме того, в Тюменской области была запущена программа, предусматривающая 100% компенсацию оплаты коммунальных услуг для семей с доходами, не превышающими прожиточный минимум на человека.

Напомним, что в 2022 году тарифы на коммунальные услуги были повышены дважды – в июле и в декабре. Следующее повышение запланировано на 2024 год, через полтора года.

По данным Росстата, в середине нынешнего года среднее российское домохозяйство тратило на оплату жилищно-коммунальных услуг 10,9% своего дохода. Годом ранее этот показатель составлял 11%. В летний период 2023 года неработающие пенсионеры тратили на квартплату 15,8% дохода, инвалиды – 14%. У многодетных семей этот показатель составлял 11% от дохода, у неполных 11,3%, у молодых семей – 11,6%.