Права потребителя в магазине
Каждый из нас посещает магазин если не каждый день, то несколько раз в неделю. К сожалению, не всегда такие походы заканчиваются удачно. Зачастую, покупатели могут приобрести товары, у которых срок годности истёк, либо стоимость продукции на ценниках не совпадает с ценой в чеке. К сожалению, иногда в кассовых чеках можно увидеть те товары, которые вовсе не были куплены. Некоторые нарушения прав потребителей связаны с тем, что администрация магазина запрещает посещать его людям с маленькими детьми на детских колясках. И это ещё не исчерпывающий перечень нарушений прав в адрес покупателей. А вот на что посетитель магазина имеет право на самом деле:
- Получить обратно денежные средства, если купленный товар имеет просроченный срок годности.
Стоит иметь ввиду, что не в каждом случае можно вернуть продуктовый товар обратно в магазин. Если покупатель откажется от покупки уже после оплаты, а товар будет надлежащего качества, то продукты уже вернуть не получится. В случае, если ещё до совершения покупки товар такой категории будет иметь истекший срок годности, либо испорчен, или не будет соответствовать санитарным нормам, то в таком случае можно потребовать вернуть обратно денежные средства. Для этого нужно обратиться в администрацию самого магазина, предъявить чек (либо копию чека) и сам товар в доказательство того, что он просрочен. Желательно это сделать в день покупки. Если по какой- то причине чек не сохранился, то магазин все равно не имеет права вам отказать. Помимо всего прочего, нужно предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. После этого следует объяснить всю ситуацию, вернуть испорченный товар магазину и потребовать обратно денежные средства.
- Потребитель имеет право попросить показать сертификат соответствия или иные сопроводительные документы на товар.
Это подтвердит безопасность продуктов и их соответствие нормативным требованиям. Стоит отметить, что у самого продавца может не быть документов соответствия качества продукции на руках, поскольку закон их не обязывает иметь при себе. Все данные по сертификатам можно найти самостоятельно, используя единую базу реестра сертификатов в сети Интернет.
- Использовать продукты по назначению, то есть, выпить напиток, либо что-нибудь съесть.
Но тут есть свои нюансы, которые могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность. По Российскому законодательству, товар считается собственность покупателя лишь после того, как продавец его передал и получил денежные средства, то есть, совершил сделку «купля-продажа». На самом деле, если сохранить упаковку, которую в момент оплаты передать кассиру, то ответственности не будет, поскольку на такие действия охранники магазина, как правило, не обращают внимания. Но если забыть или умышленно не оплатить за упаковку от использованного продукта, то можно получить административное наказание по ст.7.27 КоАП, а в иных случаях вам могут вменить ст.158 УК РФ, которая квалифицируется как кража.
- Пожаловаться на нарушение прав.
В таких случаях, нужно позвонить на горячую линию, либо обратиться онлайн с жалобой. Особенность такой системы состоит в том, что в крупных магазинах, имеющих свою торговую сеть, существует специальный отдел по обращению клиентов для урегулирования конфликтных ситуаций. Их задача состоит в том, чтобы решить сложившуюся проблему и сохранить репутацию торговой сети. Бывают случаи, когда невозможно урегулировать спор мирным путём. Тогда следует подготовить претензию в письменном виде. Для этого нужно распечатать два экземпляра, который магазин должен будет зарегистрировать у себя, проставив входящий номер, а второй экземпляр претензии вернуть вам с подписью и печатью.
- Оплатить товар, исходя из информации на ценнике в торговом зале.
Очень часто покупатели сталкиваются с тем, что покупая товар, они видят одну цену, а в чеке после покупки уже совсем другую. Продавцы или другие работники магазина обычно объясняют это тем, что забыли поменять ценник, либо акция на товар закончилась. Покупателя обычно убеждают в том, что он обязан заплатить такую сумму, которая указана в чеке, а не на самом ценнике. Но в законе говорится, что продавец должен предоставить достоверную информацию покупателю о товаре. В таких случаях, можно смело ссылаться на ст.10 закона РФ «О защите прав потребителей» и требовать, чтобы продали товар по той цене, которая указана на самом ценнике. А если оплата уже произошла, то вернуть разницу.
- Потребовать вернуть оплату за товар, который не был куплен.
Зачастую, покупатель обнаруживает в чеке те товары, которые он не покупал. Иногда бывает, что количество товара одной позиции не соответствует действительности. Конечно, не каждый покупатель проверяет чеки после совершенной покупки. На невнимательности потребителя зарабатывают недобросовестные продавцы. За такие действия они могут получить штраф, но часто этого не происходит, потому что мало кто проверяет чеки. В каждой конфликтной ситуации самый благоприятный вариант действие это решить конфликт миром. Для этого нужно показать чек администрации магазина и сверить реальный список покупок по камерам видеонаблюдения. Далее следует потребовать вернуть деньги за те товары, которые не были куплены. Если этого не происходит, тогда следует обратиться с жалобой в администрацию магазина, и на крайний случай, сообщить о ситуации в Роспотребнадзор.
- Пойти в магазин с коляской.
Очень часто торговые точки запрещают вход с коляской из-за того, что можно задеть товары, стоящие на полках в узких проходах. Но это прямое нарушение законодательства РФ, в котором говорится, что люди с детскими колясками приравниваются к малогабаритным гражданам. Таким образом, данной категории людей нельзя запрещать находиться в общественных местах и магазинах. Помимо того, в большинстве регионов РФ существуют локальные нормативные акты, в которых оговаривается такое положение в адрес инвалидов и людей с детскими колясками. Кроме этого, по закону РФ, ширина прохода в магазине между рядами должна быть 80 см. и более, что достаточно для перемещения между ними колясок.
- В определенных ситуациях не оплачивать разбитый товар.
По закону, пока товар не оплатит покупатель и он не будет ему передан, то такой товар является собственностью магазина. Если кто-либо из посетителей торговой площадки разобьёт товар ещё до совершения покупки, то платить за него нужно, если будет доказано, что такое действие было совершено умышленно.
Платить за товар не нужно в следующих случаях:
- Если пол в магазине мокрый, а покупателей об этом не предупредили
- Товары на стеллажах лежат так, что их легко задеть
- Расстояние между рядами маленькие, что естественно будет затруднять передвижение между ними
- Кассир слишком быстро протянул ленту так, что в результате этого повредился товар
- Делать фотосъемку товаров или ценников.
Очень часто бывают случаи, когда покупателям запрещают делать фотографии в магазине вплоть до того, что посетителя просят покинуть торговый зал. Это незаконно, так как право на получение и распространение информации любым законным способом гарантировано Конституцией РФ ст.29. Информация о товарах и их стоимости не является государственной или коммерческой тайной, следовательно, делать фото товаров и ценников в магазине ваше законное право.
- Недопустимо досматривать ваши личные вещи охранником.
Такие полномочия есть только у полиции, и то, не во всех случаях. Если в магазине возникли спорные ситуации подобного рода, то охранник может вас задержать до приезда полиции, но никак не произвести досмотр самостоятельно.
Полиция досматривает покупателя в нескольких случаях:
- Камеры видеонаблюдения зафиксировали кражу
- Охранник, либо иное лицо заметили ту же самую кражу
- Сработала защитная система
- В некоторых иных случаях
Защита своих прав и интересов полностью лежит на самом покупателе. Поэтому, нужно смело отстаивать свои права, если они были нарушены. И помните, чем больше покупатели защищают свои права, тем больше будет соблюдаться закон продавцом.