Китеж град

Китеж град

Содержание

Большой Китеж – русский город в Нижегородской области, который согласно древнему преданию, навсегда погрузился в озеро Светлояр, чтобы спастись от нашествия монголо – татарского ига.

Через сотни или тысячи лет он поднимется со дна озера, а пока только люди, живущие праведной жизнью, могут увидеть Китеж. Только те, чья истинная вера непоколебима, способны услышать перезвон его колоколов и найти врата святого города.

Так гласит древняя легенда, окутанная ореолом таинственности, вот уже несколько веков занимающая умы православных граждан.

До сих пор, спустя столетия, православные христиане собираются вместе и отправляются в паломнический путь к озеру, в глубинах которого стоит нерушимый священный град – легенда.

А был ли город на самом деле

Был ли Китеж на самом деле или нет, про то неизвестно. Единственное упоминание о реальном существовании города содержится в книге конца XVII века «Китежский летописец».

Читайте также:  Геноцид на Смоленщине

Рассказы о великом граде овеяны ореолом таинственности. У праведных, мифический город ассоциируется с райским местом, куда они могут попасть и спастись от жестокости реального мира.

Как появился град Китеж на Руси

Каменный Большой Китеж появился в райски прекрасном месте, на берегу озера Светлояра, в северной части Нижегородской области близ села Владимирского.

Возведение нового града происходило с 1 мая 1165 года по 30 сентября 1167 года, по велению благоверного князя Георгия Всеволодовича – сына Всеволода Большое Гнездо, правнука великого князя Владимира и внука Юрия Долгорукова.

По легенде, возвращаясь из Новгорода, князь спешился у озера Светлояр, чтобы отдохнуть. И так он был поражен умиротворением и красотой того места, чистотой озера и шумевшей дубравой на противоположном его берегу, что захотел выстроить там величественный град русский. Так и было велено сделать.

Весь город был выстроен из белого камня, что по тем временам считалось знаком богатства и чистоты. Длина выстроенного города составила 200 саженей, а его ширина – 100.

Это интересно! Мера одной прямой сажени составляет расстояние между кончиками пальцев раскинутых в разные стороны рук, что равно примерно 1,6 метра.

Не обошлось в православном городе и без церквей. Их было выстроено несколько. И мастера по написанию церковных образов тоже нашлись. Город прозвали святым, и народ потянулся к нему.

Гипотезы происхождения озера Светлояр

Название озера «Светлояр» переводится как «Светлое озеро». Оно находится в Нижегородской области, в бассейне притока реки Ветлуги – Люнды.

Озеро имеет овальную форму длиной в 500 метров и шириной в 350 метров. Максимальная глубина его 33,4 м., а общая площадь всего водного зеркала примерно 15 га.

Исследования дна показали, что оно идет террасами: центральная котловина образовалась примерно 1 тысячу лет назад, а провал нижней террасы чуть позже – около 800 лет назад, когда повсюду земля стонала от нашествий монгольского хана Батыя.

Существует несколько гипотез ученых о возможных причинах образования озера Светлояра. Это ледниковое, вулканическое, карстовое, неоктоническое и метеоритное (космическое) происхождение. В последнее время наиболее популярной стала гипотеза о том, что озеро образовалось на месте падения небесного тела.

Легенда о граде Китеже – жемчужина славянского эпоса

Отражение Китежа в озере Светлояр

В глухой чаще ветлужских лесов раскинулось чистое тихое озеро. Голубые воды его спокойны и безмятежны, лишь изредка легкая рябь пробегает по его водной глади. Бывают дни, когда из глубины озера доносятся протяжное пение и далекий колокольный звон.

В давние времена, еще до нашествия татар на русскую землю, стоял здесь славный град Китеж, и возвышались над ним шесть глав церквей православных.

Но вот настали тяжелые времена для Руси. Полчища войск татар во главе с ханом Батыем ринулись на русские земли, неся повсюду смерть и разрушения. Подчиняя себе город за городом, Батый устремил орду к граду Китежу.

Словно грозовой тучей обложили татары город, собираясь взять его силой. Но, подойдя ближе к стенам, были удивлены тем, что никто город не защищал. Никто не строил укрепления и не готовился к обороне. Все жители просто молились о спасении, и их молитвы утопали в перезвоне церковных колоколов.

Татары ринулись в город, но как только переступили его врата, из-под земли забили тонкими струйками многоводные источники. Враги в страхе отступили, а вода все прибывала и прибывала.

Но вот шум воды стих и наступила тишина. Только города уже не было, на его месте лишь волны бились о берег. Вдали виднелся еще самый высокий церковный купол с блестящим крестом, медленно погружающийся в воду. Вскоре исчез и он. Будто и не было града вовсе.

Испуганные татары бросились врассыпную, но Божья кара настигла их. Кого-то в лесу задрали звери, а кто-то просто затерялся среди деревьев, заведенный таинственной силой в самую глушь, и там пропал без вести.

Поднимется ли Китеж со дна озера

Согласно легенде, озеро Светлояр поглотило город вместе с его жителями, и те, пройдя сквозь священные воды его, перешли в иной, лучший мир, и останутся там до скончания времен.

Но Большой Китеж поднимется из воды снова, в день «Страшного Суда», когда мертвые восстанут из своих могил. Тогда войско Юрия Всеволодовича выйдет из ворот и отправится вместе со всеми христианскими душами на суд Божий.

Как найти таинственный город Китеж

Праведные люди верят, что увидеть и даже попасть в Большой Китеж можно и сейчас, не дожидаясь дня «Страшного Суда». Только сделать это сможет лишь человек, в котором нет греха. Только он сможет различить отражение белокаменных стен и церковных куполов града в зеркальных водах озера Светлояр. И только ему, человеку с абсолютно чистым духом, позволено будет войти в священный город.

Но даже монахи из соседних обителей, часто приходящие к Светлояру, не все видят отражение белокаменного града в озере, а лишь временами слышат звон его колоколов.

Другие гипотезы исчезновения города Китежа

Помимо предания о том, что город ушел под воду, существуют и другие версии его исчезновения. Кто-то утверждает, что он погрузился в землю. Есть и те, которые считают, что город от врагов закрыли горы. Кто-то говорит, что Китеж поднялся в небо.

Самая же необычная версия повествует о том, что святой град стал невидимым для посторонних, но так и остался стоять на месте.

Чудище Светлояра: незримый страж града Китежа

Не каждый может тревожить жителей подводного града. Не всякому позволено подходить близ его берегов, а уж тем более колыхать его волны. По преданию, живет в озере чудище – огромное, зубастое, с хвостом, похожее на рыбу. Охраняет оно Светлояр и град, затаившийся в нем, от чужих глаз. Не нападает на людей, но страшно пугает, не пускает к озеру.

Эти рассказы местных жителей села Владимирского о чудо – рыбе отражены в записях 1970-х годов. Так, имеется там упоминание о проживавшей в избушке на горе старой монашенки, у которой было видение о выходе из озера того чудища.

Водолазы пробовали исследовать озерные глубины, да ничего не вышло. Только нырнул один, как кричать начал, на помощь звать. Пока его вытащили на берег, он уже в беспамятство впал. В больнице его на ноги поставили, но так и не смогли добиться вразумительного объяснения о том, что с ним произошло.

Городские смельчаки приезжали к озеру порыбачить – все хотели чудище в сети поймать, да не тут – то вышло. Все сети оно им порвало, а у самого берега так хвостом мелькнуло, что мурашки по коже у самых бесстрашных искателей пошли. Только хвост разглядеть и успели.

По суше рыба тоже похаживает, но чаще по ночам. Видали путники и странные следы, идущие вокруг озера – то ли собачьи, то ли лягушачьи, но очень большие.

Такой вот незримый страж есть в озере, защищающий врата святого города от тех, кому не положено знать о нем.

Немного истории: подтвержденные факты

Времена, когда град Китеж еще не скрылся в водах озера Светлояра, были жестокими. Между княжествами существовали раздоры, а с 1237 года Русь застонала от нашествий татаро – монгольского ига.

Первые нападения были совершены ими на Рязанские княжества. Просьбу рязанских князей о помощи Юрий Долгорукий отклонил, тем самым обрекая Рязань на разорение. Далее вражеское войско двинулось на Владимир. Юрий послал своего сына Всеволода на защиту, но тот был разбит у Коломны и нашел убежище во Владимире. Татары смогли захватить Москву и взять в плен князя Владимира – второго сына Юрия.

Узнав об этом, Юрий оставил столицу на сыновей: Всеволода и Мстислава, а сам отправился собирать войска. Разбив лагерь на реке Сить, близ Ростова, Юрий ждал в помощь своих братьев: Святослава и Ярослава. В это время его и постигла страшная весть: Владимир и Суздаль были разорены, а в огне пожара погибла и семья Юрия.

Примерно через месяц, 4 марта 1238 года, погиб и сам Юрий, ведя бой на реке Сить с войсками Батыя. Ростовский епископ Кирилл сумел отыскать на поле битвы обезглавленное тело, а затем и голову князя. Он увез их в Ростов, где князю были отданы последние почести.

Зачем Батыю был нужен Китеж

Сам город не имел для Батыя материальной ценности. Тот не стоял на торговых путях и не был богат, не играл какой- либо значимой роли в политическом или военном укладе жизни Древней Руси.

Но он был мощным духовным центром русских городов. Практически весь город состоял из церквей. Сломить его – значить навсегда растоптать русскую веру, сделать людей слабыми и беспомощными, лишить их отчего дома, истребить любую надежду славянского народа на возрождение. По древним поверьям, святыня народа – это его душа. И когда она погибает, следом погибает и сам народ.

Батый стремился в своих завоеваниях вперед – к Средиземному морю. Он не хотел задерживаться, но также не хотел оставлять за своей спиной и непокоренный город, к тому же так духовно значащий для русского народа, потому решил уничтожить и его на своем пути.

Китежский предатель и Батыева тропа

Рассказывают, что был наслышан Батый о граде Китеже, но не знал дороги, ведущей к нему. Защищен тот был от посторонних глаз густой и высокой дубравой.

Дал приказ Батый подвергнуть пыткам всех пленных русских воинов, чтобы рассказали они, где стоит Большой Китеж и какие заповедные дороги ведут к нему. Но воины терпели мучения и молчали. Они знали, что выдать священный город – значит обречь его на разрушение, а себя и весь свой род на вечное проклятие.

Но нашелся человек, который согласился провести войско к воротом города. Это был Гришка Кутерьма – житель соседнего города Малый Китеж (в настоящее время Городец). Под пытками согласился он на предательство и провел врагов к Большому Китежу. Путь лежал через непроходимые болота и густые леса. Прорубали себе путь воины, безжалостно срубая ветви деревьев, делая тропу шире, чтобы войску легче было пройти.

Сейчас близ озера есть старая тропа, прозванная Батыевой. По ней каждый странник может добраться до берегов Светлояра и дальше, до славного града Китежа.

Нападение Батыя: как это было

В день, когда орда приближалась к граду, неподалеку от него несли дозорную службу три богатыря китежских. Они издалека увидели врага и приготовились к битве.

В это же время сын одного из воинов побежал в Китеж, чтобы предупредить о нашествии жителей. По пути его настигла стрела. Мальчишка, вбежав в город и крикнув: «Враги!» упал замертво.

Богатыри долго держали натиск, но в живых из них не остался никто. По преданию, там, где сложили они свои головы, появился Кибелек – святой ключ, бьющий из недр земли и поныне.

Помощь Георгия Победоносца: почему он отступил

Говорят, что защитникам Китежа хотел помочь сам Георгий Победоносец. Он спустился на землю, но конь его споткнулся, и Георгий Победоносец принял это знамение как знак того, что ему не нужно вмешиваться в ход событий. И он отступил.

Это интересно! По одному из вариантов легенды, святой источник Кибелек забил именно в том месте, где оступился конь Георгия Победоносца.

Град Китеж в современном мире: не перестает будоражить кровь

Потаенный город и раньше и сейчас волнует умы простых граждан и творческих личностей. Легенда об исчезнувшем граде нашла отражение во многих работах поэтов, писателей и художников.

Павел Мельников – Печерский, писатель XIX века, изложил эту легенду в своем романе «В лесах» и в повести «Гриша».

Прогуливались по берегам озера Светлояр, вдохновленные легендой, и такие писатели, как Михаил Пришвин, выпустивший в свет очерк «Светлое озеро», Владимир Короленко, написавший очерковый цикл «В пустынных местах», Максим Горький, создавший очерк «Бугров».

О таинственном граде играют оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николая Римского – Корсакова.

Озеро Светлояр изобразили на своих полотнах великие художники: Николай Ромадин и Илья Глазунов. Есть упоминания о граде Китеже и в творчестве поэтов Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Не обошелся без загадочного и потому романтичного Китежа и мир современной фантастики. Из произведений известны рассказы Ника Перумова «Молоты Китежа» и Евгения Гуляковского «Красное смещение».

В фильме времен СССР «Чародеи», снятом по мотивам романа «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, сотрудник завода музыкальных инструментов отправляется в вымышленный Китеж град.

Научные поиски Китежа

Поиски знаменитого города учеными не дали результатов. На озеро Светлояр не один раз были снаряжены экспедиции. Водолазы спускались на дно, у берегов озера проводили бурение, были привлечены к загадочным поискам и археологи. Ни одного следа о городе и о его жителях ни в самой воде, ни на подступах к озеру найдено не было. На дне было обнаружено лишь много коряг и затонувших деревьев.

Но верующих этот факт не переубедил в мифическом существовании города. Они продолжают верить в то, что он есть на самом деле. И совсем не важно, что обнаружить его не удалось, ведь недаром легенда гласит о том, что нечестивцам вовек не отыскать его. Таинственный град Китеж не откроет им своих тайн.

Это интересно! Во время поисков возникли гипотезы о других местонахождениях скрытого города. Кто-то высказал предположение, что он находится в Китае, будто легендарная Шамбала и Китеж – это одно и то же место.

Современный Китеж

Озеро Светлояр

Территория озера в настоящее время находится под охраной государства. Само озеро и прилегающие к нему окрестности входят в состав заповедника, находящегося под защитой ЮНЕСКО.

Каждый год, в день Владимирской иконы Божией Матери, который приходится на 6 июля, православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма, расположенного в селе Владимирском до Часовни Казанской иконы Божией Матери, построенной недалеко от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

Остановившись у самого берега озера, путники молятся, вглядываясь в отражение в воде. Вдруг, да и покажется им Китеж, а может просто почудится.

Местные жители рассказывают, что в православные праздники из озера доносится колокольный звон. Даже некоторые ученые наблюдали подобное явление, но не смогли найти тому событию научное объяснение.

Многие верят, что земля у озера святая и способна лечить болезни. Такую землю собирают на могилах убитых в неравном бою богатырей – защитников Китежа. Вода в озере также считается святой. Ее наливают в пластиковые бутылки. Существует поверье, что Светлоярская озерная вода не испортится в бутылке даже в течение нескольких лет.

А увидевший в воде отражение куполов церквей навсегда будет счастлив.

Почему в Китеж хотят верить

Город, не преклонивший колен перед непобедимым и жестоким войском хана Батыя, силою своей веры ставший недостижимым для него, в мире земном стал символом чего-то желанного и недоступного. Отчаявшиеся или разочаровавшиеся в жизни люди хотят верить в то, что есть такое место, где можно спрятаться от невзгод и жестокости современного мира. Не было бы града Китежа, они нашли бы иное место.

Во все времена были и есть сейчас странники, пускающиеся в путь в поисках священного города. Они прячутся в нижегородских лесах и становятся отшельниками в надежде со временем отыскать врата в славный Китеж, где правят Добро, Справедливость и Истинная вера.

Поисковая экспедиция советских времен: что удалось найти

В советские времена ни одна из версий исчезновения целого города не могла быть связана с верой. Предпочтение было отдано предположению о природном катаклизме, который вызвал быстрое опускание почвы и непреднамеренное погружение под воду стоявшего у озера города.

Для поиска остатков Большого Китежа была организована научная экспедиция. В ходе подводных исследований на дне озера были обнаружены лишь небольшие предметы из дерева и металла XIII века. Эти находки породили гипотезу о том, что город, постепенно погружаясь в озеро, уходил в иной пласт реальности. Отдельные же предметы были смыты водой и остались на дне озера в этом мире.

Размышления современных ученых о переходе города Китеж в другую реальность

Существует современная научная гипотеза о том, что при определенных обстоятельствах и в определенное время параллельные миры соприкасаются. В случае с Китежем такими мощными обстоятельствами стала молитва большого количества людей в экстремальной ситуации в священном месте.

Время молитвы также сыграло свою роль. Ученые выделяют особенные дни, когда небесные светила занимают такое положение, что параллельные миры соприкасаются и их даже возможно увидеть. Современные ученые не опровергают версии о переходе города Китежа в другое измерение.

Гость из затонувшего города: таинственный старец

Как и всякая история, передаваемая из уст в уста, легенда со временем обрастает подробностями, раскрытыми тайнами, делая ее еще более загадочной и притягивающей внимание.

Жители соседних селений рассказывают о гостях из подводного мира. Будто не раз заходил в обычный магазин близ Светлояра старец с длинной седой бородой, облаченный в старинные славянские одежды. Он хотел купить хлеб, а из денег у него были лишь русские монеты времен нашествия татаро – монгольского ига. И были они совершенно новые, будто не пользовались ими вовсе. Иногда старец спрашивал: «Как сейчас живут на Руси? Не пора ли восстать святому Китежу?». Но люди отвечали, что пока не пришло время, рано еще.

Похожие легенды

Большой Китеж – самый известный, но далеко не единственный город, который чудесным образом сокрылся от врагов на века. Подобных легенд в мире не мало. Они повествуют о русских монастырях или целых городах, ушедших под воду или сокрывшихся в горах под угрозой разграбления. Считается, что попасть в них могут лишь избранные.

Так, Рихард Рудзитис в своей книге «Братство Грааля» публикует письмо русского монаха, который сообщает родным, что он ушел в сокрытый от людских глаз монастырь к древним старцам и просит не считать его умершим.

Схожесть подобных легенд наводит на мысль о реальности происходящих событий, повествуемых в них. Но чем больше ученые пытаются раскрыть их тайны, тем больше вопросов возникает.